Автор судит об этом по результатам экзаменов в ГИБДД, который с первого раза в нашей области сдают в среднем только 21 процент учащихся водительских школ. Остальным предлагается повторное испытание. С одной стороны, можно порадоваться за работников ГИБДД и всех нас: не допуская на дороги области неумелых водителей, они стоят на страже порядка. С другой – ситуация не меняется к лучшему. Многочисленные частные школы ведут процесс обучения непрерывным потоком, и очередь желающих получить права растёт, пишет наш корреспондент. К не сдавшим экзамены с первого раза присоединяются новые выпускники, и, чтобы попасть на пересдачу в ГИБДД, люди ждут по полгода. Наиболее предприимчивые, правда, выход из положения нашли: едут сдавать экзамены в другие регионы России... Выходит, если подготовка в наших школах не на должном уровне, а права водители окольным путём получить всё же могут, проблема с безопасностью на дорогах области всё равно не решается: гнойник просто загоняется вглубь.
Публикуя материал на эту тему, мы рассчитывали на серьёзный ответ со стороны компетентных лиц.
Вот что сообщил в редакцию начальник управления внутренних дел по Ярославской области П. Н. Крупеня: «В течение последних двух лет средний процент сдачи квалификационных экзаменов в ГИБДД с первого раза на категорию «В» среди выпускников ярославских автошкол держится на уровне 20 – 23 процентов, после самостоятельной подготовки – 13 – 18 процентов. С 2006 года учебными организациями подготовлено 26 тысяч кандидатов в водители». При этом он ссылается на то, что руководителям учебных организаций неоднократно предлагалось «усилить качество подготовки кандидатов в водители, а также приостановить набор новых учеников и предоставить возможность сдать экзамены «повторщикам». Но большинство руководителей школ по коммерческим соображениям набирали новые группы учащихся, тем самым накапливая кандидатов, ожидающих очереди на экзамен. В настоящее время управлением внутренних дел по Ярославской области разрабатывается комплекс мер, направленных на снижение очередей из числа желающих сдать и пересдать практический экзамен», – заканчивает своё письмо Пётр Николаевич. А жаль, ведь об этом-то как раз и хотелось бы подробнее.
Тем более что в статье журналист устами своих собеседников поднимает эти вопросы. «Не всем дано быть водителями. В некоторых западных странах с теми, кто хочет сдать на права, проводят специальные психологические тесты, на основании результатов которых человеку могут отказать в получении прав», – отмечается в материале. Интересно, как к этой идее относятся наши сотрудники ГИБДД и что они могут сделать по внедрению её в жизнь?
Вот ответ начальника управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения А. В. Ильина. Александр Владимирович дополняет факты, названные в статье, и это только подтверждает остроту ситуации. Он пишет, например, что в области наблюдается устойчивая тенденция снижения показателя сдачи квалификационных экзаменов с первого раза. Причём цифры этого снижения выражаются не в 1 – 2 процента, а в 10 – 20 и более. Так, в Рыбинске, отмечает он, имел место случай, когда из группы в 16 человек, подготовленных в ВОА, экзамен на право управления транспортными средствами не сдал никто... Напрашивается закономерный вопрос: неужели соискатели настолько тупы? Или дело в учителях? Из дальнейшего ответа А. В. Ильина это частично выясняется. В прошлом году сотрудники экзаменационных подразделений ГИБДД области совместно с центром лицензирования образовательной деятельности проверили ряд учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей, и действительно выявили многочисленные нарушения. У двух центров даже было приостановлено действие лицензий: у учебно-технического центра «Техник-Авто» и молодёжного учебного центра «Ментор». По результатам проверок в январе – феврале 2008 года прокуратурой Ярославля возбуждены дела по выявленным административным нарушениям НОУ
«Авто-М» и НОУ «Мастер-Авто», также занимающимися подготовкой водителей. Выходит, определённая работа действительно ведётся. Хотелось бы только, чтобы компетентные лица, когда готовят ответы, подробнее рассказывали, как можно исправить ситуацию.