Я спросила психологов, работавших с перепуганными, до глубины души потрясёнными коллегами компьютерщика-убийцы: «Можно ли считать, что этот поступок спровоцирован кризисом?» «В какой-то степени, – ответили мне. – Дело в том, что этот господин скупил в своё время более десятка домов и земельных участков. Сегодня приобретённая в кредит недвижимость сильно упала в цене, стала приносить владельцу одни убытки и поставила его перед угрозой личного банкротства. А потеря работы стала последней каплей».
В ПРОПАСТЬ НАПЕРЕГОНКИ?
Большинство американцев абсолютно уверены: их политическая, экономическая и социальная системы всё ещё остаются самыми гибкими в мире, а американская демократия – всё ещё самая защищённая демократия в мире. Мы, говорят, прозрачное общество, которое во всеуслышание объявляет о своих проблемах и затем открыто стремится эти проблемы решить. Разразившаяся финансовая катастрофа, как ни удивительно, их в этом только ещё больше уверила.
Но, конечно же, народ реагирует неоднозначно. Одни предпочитают негативную информацию игнорировать. Другие, наслушавшись ежевечерних новостей, наутро бегут закупать впрок продукты и одежду. Третьи собираются вместо заграничных поездок провести отпуск или праздники дома и формулируют это так: «У нас самих есть куда поехать отдохнуть и что посмотреть. Уж лучше мы потратим деньги здесь и поможем поднять собственную экономику». Четвёртые переходят на режим строгой экономии, начинают учиться азам бережливости и откладывать на потом не самые необходимые траты. Пятые впадают в депрессию. Сметать однако с полок магазинов соль и спички люди не спешат. И всё же возможный сценарий новой Великой депрессии обсуждает каждый.
ОСТОРОЖНО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ!
– Нам не удастся легко и быстро выкопать самих себя из ямы, в которой мы находимся,– объявил своим согражданам новоизбранный президент США Барак Обама. – Но Америка – сильная и выносливая страна, и я знаю, что мы добьёмся успеха, если сможем оставить в стороне партийные пристрастия и политические разногласия и начать работать вместе, как единая нация.
– Это всё слова – не более, – сказал мой американский друг, преподаватель английского языка и литературы Васил, по совпадению тоже Барак.
В тот день мы вместе смотрели первую после победы пресс-конференцию 44-го американского президента и по ходу обменивались репликами.
– Но он говорит народу правду, – заметила я.
– Руководители нашего государства и правительства говорят народу правду только время от времени, – парировал мой собеседник. – А сейчас они по большей части стараются давать оптимистичные прогнозы, потому что не хотят способствовать возникновению панических настроений. И ещё потому, что эффективность экономики в значительной степени зависит от психологического состояния населения. Если люди будут считать, что всё идёт хорошо, они будут продолжать вести себя стабильно, брать кредиты, делать дорогие покупки, посещать с друзьями рестораны, вкладывать деньги в различные проекты, и таким образом шансы выйти из кризиса повысятся.
– Вам уже доводилось переживать подобное?
– Я помню кризис, который случился в годы президентства Джимми Картера. Экономика тогда тоже резко скакнула вниз. Картер, человек умный, прекрасный оратор с неплохими актёрскими данными, немедля принялся общаться со своим народом, говорил много, разъяснял подробно и достаточно тонко пытался играть на людской психологии, внушая, что ситуация вот-вот улучшится, что всё будет хорошо. Положение действительно постепенно стабилизировалось. Но к тому времени страну возглавлял уже другой президент – Рональд Рейган.
– Значит, и сегодня психологический фактор может сыграть решающую роль?
– Я считаю, что сегодня всё значительно серьёзнее. Мы все недооцениваем грозящую нам опасность. Многие мечтают: Барак Обама сможет всё по-быстрому изменить в лучшую сторону, наивно обожествляют его способности, преувеличивают возможности. Я так не считаю и потому стал особенно осторожным в вопросе траты денег. Я не собираюсь вкладывать свои сбережения куда-либо – кто бы и как меня ни уговаривал. Не думаю предпринимать никаких лишних финансовых операций. Многие мои знакомые поступают так же.
– Не боитесь, что в результате стагнации и банковского краха потеряете те деньги, которые не хотите тратить. Как потеряли их миллионы американцев в 30-х годах прошлого столетия?
– Всё-таки сейчас уровень стабильности значительно выше, чем тогда. Во времена Великой депрессии не было банковских гарантий. А наши вклады обеспечены страховкой. И если какие-то банки в стране разорятся, то люди не разорятся.
НАЦИЯ КРЕДИТНЫХ КАРТОЧЕК
Официальная статистика свидетельствует, что свыше 40 процентов американских семей тратят денег больше, чем зарабатывают. Утверждается, что в среднем каждый американец расходует 1,2 доллара на каждый заработанный доллар. То есть с большим удовольствием живёт в кредит, не особенно заботясь о последствиях.
Существующая кредитная система в своё время сыграла огромную роль в экономике США. Она сложилась после принятия в 1968 году закона о потребительском кредитовании. Излишки заработанных денег начали уходить на оплату кредитов. Одновременно с повышением уровня и комфортности жизни у людей исчезла возможность делать длительные перерывы в работе: не поработаешь – не расплатишься с долгами. Счета приходят с такой регулярностью и с такой неотвратимостью, что даже кратковременные отъезды или отпуск могут оказаться чреваты грустными итогами.
Эта система похожа на пирамиду, которую каждый строит сам для себя с соответствующими последствиями. Сначала ты щедро и часто бездумно расплачиваешься с помощью кредитных карточек, влезаешь в долги, открывая собственное дело, покупая дом по завышенной цене, автомобили, жрущие много бензина из дорогой импортированной нефти, а потом в один непрекрасный день обнаруживаешь, что набрал значительно больше долгов, чем можешь выплатить.
ЧЕЛОВЕК В ДОЛГАХ
В предвыборные дни на лужайках домов Сан-Франциско и симпатичных городков Силиконовой долины – с цветущими розами и апельсиновыми деревьями – в изобилии красовались таблички с именами участников президентской гонки: счастливые обладатели недвижимости наглядно демонстрировали свои симпатии. Теперь их сменили таблички с надписями «Продаётся» и «Продаётся со скидкой». Ожидается, что к концу 2008 года купленных в кредит домов лишатся более миллиона семей.
Но есть и банкротства персональные. Вот уже почти четыре десятка лет персональные банкротства прекрасно сосуществуют с благополучной американской повседневностью. К тому времени, когда их число достигло 300 тысяч, в 1978 году был принят специальный закон о персональном банкротстве.
В 2007 году одна из каждых 74 американских семей объявила себя финансово несостоятельной и попыталась решить проблемы кредитного долга с помощью заявления о персональном банкротстве. Это вовсе не обязательно были бедняки. Экономисты Гарвардского университета на основании проведённых исследований доказывают, что в основном банкротами объявляли себя представители американского среднего класса. Они доказывали свою несостоятельность и таким образом списывали свои долги.
Словом, персональное банкротство стало таким нестрашным, что в 2005 году в закон о банкротстве были внесены существенные изменения, ужесточающие критерии, по которым житель США может быть признан несостоятельным должником. И тем не менее два года спустя с просьбой о признании их банкротами в суды обратились два миллиона человек. Американские власти чрезвычайно обеспокоены темпами увеличения банкротств. Если так будет продолжаться, последствия могут быть печальными. Лавина кризиса катится такая и с такой скоростью, что результат не берётся предсказать никто.
ДОЛГ НЕПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Знаменитое электронное табло у Times Squаre в Нью-Йорке непрерывно показывает не только общий национальный долг США, но и сколько приходится на каждую американскую семью. Сейчас это почти 90 тысяч долларов на семью. Или по 33 тысячи долларов на каждого американца.
Государственный долг США достиг рекордной отметки в 9 триллионов долларов, что составляет 65 процентов от ВВП страны.
Эксперты говорят, что при таком росте внешнего долга страны – более 3 миллионов в день – к 2050 году США должны перестать существовать. Впрочем, банкротом страна вряд ли станет. Кредиторы всего мира заинтересованы в платёжеспособности клиента и сами её и обеспечивают, скупая американские ценные бумаги, которые печатают практически рулонами.
В США в кредит живут все. Компании, муниципалитеты и простые американцы должны своему правительству. Такой вот заколдованный долговой круг. Крупнейшие американские финансисты предрекают экономике США замедление роста и масштабные финансовые кризисы. Причём у США нет возможности их избежать.
Американские граждане выступают против выделения долларов тонущим американским банкам.