К числу их большинство двуногих прямоходящих вряд ли относят выхухоль, на вид странное, будто инопланетное или сказочное животное, вроде лесковской бурыжки. Жизнь этой бессловесной твари зависит от буквы закона, ранее её защищавшего, а сегодня поставившего на грань вымирания.
На всей территории Европы, кроме российского Северо-Востока, она уже исчезла. В 2006 году в Центре дикой природы в Москве состоялась даже международная конференция в защиту маленького зверька. Серьёзные учёные били тревогу по поводу стремительного сокращения популяций русской выхухоли.
Ярославская область в числе немногих регионов, где мышку с хоботом и перепончатыми лапками ещё можно встретить. Но и в наших краях всё реальней угроза её исчезновения.
Всё дело в том, что место проживания выхухоли – зоологические заказники, особо охраняемые природные территории. Их в Ярославской области четырнадцать. В непосредственной близости от одного из таких заповедных мест, Левашовского зоологического заказника, расположено село Чёрная Заводь. Оно стоит на берегу большого озера Чистое. Здесь идёт интенсивная застройка коттеджами. Дома растут в непосредственной близости от водного зеркала. Заповедное место превращается в зону отдыха. Со всеми последствиями – лодками, купанием, шашлыками, спиртным, а главное, мусором по берегу особо охраняемой территории.
Нынешняя достаточно обширная сеть охраняемых природных территорий была сформирована к концу 80-х годов минувшего века. В настоящее время в них входят 393 территории. Зоологические заказники предназначены для сохранения и обогащения промысловой фауны. Здесь запрещается любая деятельность, если она противоречит целям их организации или причиняет вред природным комплексам. В соответствии с этим правовым режимом плавает, ныряет и проводит свою жизнь выхухоль в Левашовском заказнике. Но вряд ли её устраивают реалии сегодняшнего дня.
Все региональные особо охраняемые природные территории организовывались без изъятия земель у пользователей, арендаторов и собственников, без межевания отдельного земельного участка под каждой из них. Это не противоречило федеральному закону 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях». Вот и получилось, что в их состав вошли уже отмежеванные земли, на каждой из которых был тот или иной хозяин – директора СПК и промышленных предприятий, главы сельских поселений, администрации муниципальных районов.
В последние годы произошли значительные изменения в Земельном, Водном, Лесном кодексах, которые вошли в противоречия с законом «Об особо охраняемых природных территориях». С точки зрения правовых норм здесь запрещается всякая деятельность, а стало быть, если такая деятельность ведётся, то территория не может считаться особо охраняемой. В Чёрной Заводи, например, оборот земель запрещается. Ни продать, ни купить участок земли нельзя. Строительство нового жилья и ведение подсобного хозяйства связано с непреодолимыми трудностями. Такая ситуация порождает многочисленные конфликты, в которых одна сторона справедливо ссылается на Конституцию РФ и ограничение своих прав, другая – разводит руками, показывает закон и действует в соответствии с ним, то есть не разрешает оборот земель.
Вторая проблема – юридическое бесправие особо охраняемых территорий. Они не имеют юридического лица, здесь нет ни дирекции, ни администрации, а в настоящее время и специализированной охраны. О том времени, когда здесь был егерь с ружьём и соответствующими правами, только вспоминают. Служба охраны заказников прекратила своё существование с 1 января нынешнего года.
Сегодня наших меньших братьев не защищает никто. А вот контролирующих организаций сразу три. Государственный лесной контроль и надзор на лесных территориях осуществляет департамент лесного хозяйства Ярославской области. За соблюдением законодательства по охране пищащих и ползающих, их коренных мест обитания следит департамент по охране и использованию животного мира Ярославской области. Государственный экологический контроль осуществляет департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области.
Эти три серьёзных областных ведомства, каждое в своей части, контролируют действия физических и юридических лиц, собственников, владельцев, пользователей и арендаторов участков земли и акватории, которые обязаны соблюдать установленный режим охраны уникальной природной зоны. По сути получается, что охранять территорию должны пользователи этой земли. Естественно напрашиваются неприятные аналогии из басен Крылова, которые подтверждаются данными проверок природоохранной прокуратуры: выявлены скотомогильники, устроенные с нарушением санитарных норм, сброс неочищенных сточных вод, свалки, в том числе и ядохимикатов. Кстати, на особо охраняемой территории крайне ограничено использование химических удобрений, но как это объяснить дачнику? Он будет бороться с вредителями всеми доступными ему методами, не думая над тем, что он обязан осуществлять режим охраны уникального местечка. Руководители СПК и других организаций сознательно идут на нарушения. Егерской службы нет, а проверяющие из района и области под каждый куст не заглянут.
В прошлом году в Ярославской области выявлено около 400 несанкционированных свалок, которые с большим трудом удалось ликвидировать, а в этом уже обнаружено более 600 мест захоронений отходов. Некоторые из них находились в непосредственной близости от мест обитания и воспроизводства редких и исчезающих видов животных и растений. Участились случаи браконьерских отстрелов, хищнического уничтожения животных.
С другой стороны бесконтрольно возрастает численность некоторых видов, которые начинают досаждать крестьянам и фермерам. Скажем, по некоторым данным численность лосей и кабанов в Ярославской области самая высокая в Центральной России. Учётом и регулированием их числа непосредственно занималась служба охраны заказников, которую ликвидировали росчерком пера.
То есть контроль над природопользованием на уровне первичного звена ничем не заменить и перед властями стоит проблема его восстановления. В форме ли подразделения муниципальной правоохранительной службы – экологической милиции или специальной егерской, но класть проблему под сукно нельзя.
Как нельзя оставлять особо охраняемые территории без финансовой поддержки. В департаменте охраны окружающей среды и природопользования считают, что границы особых зон достаточно чётко установлены по рекам, ручьям, береговым линиям озёр, дорогам и так далее, что делает эти границы понятными для любого человека. Межевания самих границ особых территорий, утверждают здесь, не требуется, они уже определены при разметке земель собственников, пользователей, арендаторов. В природоохранной прокуратуре по Ярославской области придерживаются другого мнения. Надо чётко отмежевать и очертить границы заповедников, сделать их по-настоящему заповедными с тем, чтобы той же выхухоли не мешали плодиться и существовать трактора, сеялки и веялки, окурки и отдыхающие.
Эти разные точки зрения необходимо свести в один областной закон. И областная природоохранная прокуратура с департаментом охраны окружающей среды сейчас работают над документами, которые положат на стол губернатора.
В частности, департаментом охраны окружающей среды ведётся работа с Всемирным союзом охраны природы по проекту «Формирование баз данных о развитии и состоянии региональных особо охраняемых природных территорий Центрально-Европейской части России (Ярославской и Владимирской областей)». Средств на проект со стороны и средств из областного бюджета хватит пока только на эту работу в трёх муниципальных районах, но и это уже неплохо и для нас с вами, и для исчезающих и редких видов животных.
У маленькой выхухоли из Красной книги России появилась надежда выжить, а может быть, даже комфортно устроиться в Левашовском зоологическом заказнике на территории Ярославской области.