ПАРКОВАЯАРХИТЕКТУРА ГОРОДА
Чарующий облик Ярославля и его обаяние определяются органичным сочетанием выдающихся памятников истории и культуры с живописным ландшафтом, в котором центральное место занимают великая русская река Волга и милая сердцу каждого ярославца Которосль. Неотъемлемой частью культурного ландшафта города стали рукотворные сады, парки, скверы, бульвары и аллеи. Многие из них представляют собой великолепные композиции, построенные из различных пород деревьев и кустарников, с учётом их декоративных особенностей.
Зелёная архитектура города формировалась на протяжении двух с половиной столетий. Ещё в середине XVIII века при Большой Ярославской мануфактуре был заложен Петропавловский парк – первый русский провинциальный парк регулярного типа с каскадом из пяти прудов. Активное зелёное строительство продолжалось в XIX веке, в течение которого были созданы многие из ныне сохранившихся городских скверов, бульваров и аллей. В первой его трети началось обустройство набережных на Волге и Которосли. В этот же период заложены старейший бульвар города – Казанский, переименованный в 1918 году в Первомайский, а также липовые аллеи на Волжской набережной. В 1830 – 1860 годах на месте бывшего сада Демидовского юридического лицея создан один из красивейших скверов в исторической части города – Демидовский.
Крупномасштабное озеленение и благоустройство Ярославля велось и в минувшем ХХ веке.
В 1926 году на Которосльной набережной был заложен ботанический сад Ярославского государственного педагогического института. За 80 лет своего существования сад превратился в подлинное чудо природы в центре крупного индустриального города. Несколько поколений сотрудников кафедры ботаники естественно-географического факультета создавали и поддерживали уникальную живую коллекцию древесно-кустарниковых (132 вида) и травяных (970 видов) растений из многих стран мира. В своё время сад вошел в список 100 лучших ботанических садов России и сегодня, несомненно, заслуживает включения в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В 1927 году по инициативе заведующего губернским отделом коммунального хозяйства Константина Бутусова на пустыре от сгоревших летом 1918 года жилых кварталов был заложен новый пейзажный парк с элементами регулярной планировки, названный впоследствии Бутусовским. В 1944 году он получил статус главного городского парка и многие десятилетия был таковым на самом деле.
В 30-е годы прошлого века на месте захламлённого пустыря на Стрелке руками учителей и школьников был создан ботанический сад при городской школе юннатов – ныне областной детский эколого-биологический центр. Он сыграл огромную роль в формировании одного из лучших зелёных массивов города, организации ботанических садов при школах и в экологическом воспитании многих поколений детей. А в первые послевоенные годы на Советской площади вокруг церкви Ильи Пророка был разбит один из живописнейших скверов города.
По инициативе первого секретаря обкома ВКП(б) А. Н. Ларионова в 1944 – 1945 годах было завершено начавшееся ещё в XIX веке благоустройство набережной реки Которосли на участке от Стрелки до Спасского монастыря. Сегодня Волжская и Которосльная набережные протяженностью около 4 км составляют единый ландшафтный ансамбль и вместе с самым крупным зелёным массивом, расположенным в пойме Которосли, являются основным местом отдыха в центре города.
Накануне и после 950-летнего юбилея Ярославля, в 50 – 70-е годы XX века, зелёное строительство в городе приобрело массовый характер. В отдельные годы высаживалось до 20 тысяч деревьев. Труд был по достоинству оценен: Ярославль неоднократно признавался самым зелёным городом на Волге, входил по озеленению в первую тройку городов России.
НЕ ХВАТАЕТ ЗЕЛЕНИ
По данным сотрудников ЯГПУ имени Ушинского профессора Евгения Колбовского и доцента Веры Морозовой, на территории города находятся 15 парков, 14 скверов, 11 садов, 5 бульваров, 4 аллеи, 4 сосновых бора и 17 других, различающихся по площади и происхождению зелёных массивов. Трудно переоценить их декоративное значение и экологическую роль. К сожалению, суммарная площадь озеленённой территории невелика – около 2000 га, что составляет 9,7 процента территории города (20580 га), или 16,8 процента от площади жилой и промышленной застройки. Удельный вес зелёных насаждений общего (парки, скверы, бульвары, аллеи) и ограниченного (внутриквартальные зелёные массивы во дворах, школах, больницах и учреждениях) пользования в пределах застроенной территории в 2,5 раза ниже, чем это предусмотрено градостроительными нормативами, согласно которым он должен быть 40 процентов.
Но это в среднем по городу, а реальный уровень озеленённости абсолютного большинства административных районов города ещё ниже. В Красноперекопском районе, например, он составляет всего лишь 1,6 процента, в Ленинском – 2,8, в Дзержинском – 2,9, во Фрунзенском – 3,8, в Кировском – 6,2 процента. И только в Заволжском районе площадь зелёных насаждений достигает 23,6 процента, но остаётся ниже нормативного уровня в 1,7 раза. Высокие удельные показатели его озеленения получены с учётом четырёх сосновых боров общей площадью 1356 га, в том числе Тверицкого (125 га), Смоленского (219), Яковлевского (483) и Ляпинского (529 га). Но что касается собственно жилых кварталов Заволжского района, то для них характерен крайне низкий уровень озеленения придомовых территорий, вследствие чего в летнее время здесь беспрепятственно гуляют ветры, поднимая в воздух песчаную пыль.
Так же и во Фрунзенском районе: современные микрорайоны практически лишены зелени. Не лучше ситуация и в новостройках Дзержинского района. Здесь придомовые пространства 16-этажных жилых коробок напоминают, образно говоря, «техногенную пустыню». Раньше, в доперестроечные времена, без зелёного обустройства не сдавался ни один новый дом. «Теперь ни хозяева элитных особняков, ни жители многоэтажек и не думают об озеленении, а государственный архитектурно-строительный надзор принимает «голые» дома, как будто так и надо. Зелёное убранство города идёт на убыль» (Татьяна Егоро-ва. «Парк рубят, а у чиновни-ков скрепки летят» – «СК», 12.02.2000).
Согласно существующим экологическим нормативам обеспеченность зелёными насаждениями общего пользования в городах с высокой концентрацией промышленного производства и высокой интенсивностью транспортных потоков должна составлять 24 кв. м на человека. Только в Заволжском районе ситуация с озеленением вполне благополучная. Здесь, по данным департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, суммарная площадь зелёных насаждений составляет 631,6 га, или 55,4 кв. м на одного жителя. Значительно хуже обстоят дела в 5 других районах. В Ленинском, например, в пересчете на одного жителя приходится лишь 3,7 кв. м, в Дзержинском – 7,3, в Красноперекопском – 9,5, во Фрунзенском – 11,1, в Кировском – 13,7 кв. м, то есть удельный вес озелененных территорий от двух до шести раз ниже нормы.
КОМУ МЕШАЮТДЕРЕВЬЯ В ГОРОДЕ?
Тем не менее время от времени в областной прессе и даже в Интернете появляются эпатажные статьи, авторы которых озабочены «чрезмерным озеленением» Ярославля. Одному из наших земляков деревья, оказывается, мешают рассматривать «великолепную архитектуру зданий и храмов» и видеть «без помех не только общую картину, но и отдельные части памятников» («В дебрях Ярославля» – «СК», 18.08.2006).
В следующей статье того же автора («И гаражи от дома далеко...» – «СК», 28.06.2007) предлагается «расширить некоторые центральные улицы города за счёт тротуаров, газонов и даже зелёных насаждений» для улучшения парковок и проезда автомобилей.
Мало того, в планах озабоченного автомобилиста – «расширить проезжую часть дорог (?!) в наших дворах, особенно во дворах со старой застройкой». И всё это, по его мнению, можно «сделать волевым решением властей, преодолевая сопротивление определенной части не согласных с этим жильцов, которые всегда находятся в любом деле». Поразительное неуважение к людям! Где будут играть дети и отдыхать пожилые люди, смогут ли душной ночью жильцы открывать окна, под которыми припаркованы пропахшие бензином автомобили? Эти вопросы мало волнуют автовладельцев.
Ещё дальше идёт автор беспардонной статьи «Город в шоколаде, или Как нам (москвичам) обустроить Россию?», опубликованной в Интернете и перепечатанной «Северным краем» от 15 мая 2007 года. Не думаю, однако, что автор статьи москвич, поскольку о некоторых «новаторских» идеях из этой публикации уже приходилось слышать от местных «деятелей» культуры и маркетинга. Одна из них – «спилить к чертовой матери все деревья на набережной, которые загораживают вид на город с противоположного берега».
ОТ УПЛОТНЕНИЯ ДО КРИЗИСА
Основная же причина сокращения зелёного фонда Ярославля – «уплотняющая» застройка внутридворовых и внутриквартальных пространств в центре города. При возведении элитного жилья, торговых центров и офисов все мешающие строительству зелёные насаждения, представленные в основном взрослыми деревьями с развитыми живописными кронами, беспощадно уничтожаются, а «компенсационное» озеленение осуществляется неокрепшими, хрупкими саженцами на удалённых от центра территориях. «Лесоповал» в городе начался в конце 90-х годов прошлого века. В 1998-м, например, работники «Горзеленхозстроя» спилили около трёх тысяч деревьев, в 2000 году – около четырёх тысяч, а посадили в два раза меньше. С тех пор деревьев губят больше, чем сажают, и процесс этот идёт по нарастающей.
Если с 1999 по 2002 год зеленый фонд города сокращался в среднем на 1,1 процента в год, то с 2002-го по 2006-й – уже на 1,7 процента. В результате площадь зеленых насаждений за неполное десятилетие снизилась на 8,4 процента, или на 285 га! Информация к размышлению: суммарная площадь 15 оставшихся парков в шести районах Ярославля в два раза меньше – всего лишь 141 га. Дальнейшее уничтожение деревьев в центре города, где загазованность воздуха уже достигла критического уровня, представляется по меньшей мере недальновидной.
Дурные идеи имеют обыкновение материализоваться. Во всяком случае парковки автомашин на уличных газонах становятся обыденным явлением. Пройдите по центральным улицам города, загляните в некогда тихие, уютные дворы и увидите, что грозит нам в ближайшем будущем. Стремительное увеличение количества автомобилей в Ярославле обернулось подлинной бедой для абсолютного большинства жителей города, в том числе и самих автомобилистов из-за бесконечных пробок и нарастающих дорожно-транспортных происшествий.
По данным областного управления ГИБДД, в 2006 году в Ярославле было зарегистрировано 146,3 тысячи автомото-транспортных средств, в том числе 127,7 тысячи автомобилей, из них 97,7 – легковых, 28,8 – грузовых и 4,8 тысячи автобусов. Вся эта четырёхколёсная армада днём «бегает» по улицам, выбрасывая в атмосферу огромное количество вредных газов и токсических веществ, а ночью большая их часть «расползается» по дворам, трамбуя газоны, ломая кустарники и калеча деревья. И не стало покоя людям ни днём, ни поздним вечером, ни ранним утром.
Об этом автомобильном шабаше и стояночной вакханалии поведал недавно в «Северном крае» журналист Валерий Прохоров в статье «Нам грозит дорожный коллапс?» («СК», 14.09.2007). Вот только знак вопроса в заголовке, по-моему, излишен. Если не принять в самое ближайшее время конструктивных мер, нас действительно постигнет и дорожный коллапс, и, что еще более опасно, экологический кризис...