На этот раз дорогим гостем на Южном аэродроме стал Николай Иванович Томшаков, бывший начальник Рыбинского аэроклуба, военный летчик, майор в отставке. 7 ноября он отметил свое восьмидесятилетие! Что подарить летчику? Конечно, небо.
Едва ветеран вышел из автомобиля, его взяли в оборот:
– Николай Иваныч, хотим показать вам новую машину!
– Не-е-т, ребята, я уж двадцать лет не летал…
– Николай Иваныч, соглашайся!
Согласился! В четырехместном салоне Т-18 – как в иномарке. Евгений Самсонов поколдовал над приборной доской, прозвучала команда «От винта!», и взревел мотор, поднимая крыло над полями, дорогами, город-скими кварталами…
О чем думал старый летчик, о чем напомнили ему переговоры в наушниках, голубая туманная дымка под крылом?.. В небе – тридцать лет. Выпускник Ейского летного училища (тогда ордена Ленина авиационное училище имени Сталина) служил в авиации Северного флота. Осваивал реактивный Миг-15. Летал на «По», на «Яках», на американских истребителях «Кертис», которые создавались для полетов над Африкой и Мексикой, а советские умельцы приспособили машину для работы на Севере! Летал Томшаков и на английских спитфайерах.
– Хороший самолет! Хвост очень легкий был у него, и чтобы машина на взлете не вставала на нос, хвостовую часть «седлали» механики. И был такой летчик, белорус, капитан Курильчик. Он забыл про своего механика. Разрешите на взлетную! Разрешают. Разрешите на взлет! Снова разрешают. И с этим механиком на хвосте Курильчик взлетел. А механик, чтобы не свалиться, достает из голенища отвертку, вставляет ее за ребром жесткости и держится. И как его летчик обнаружил? Вышел за облака и увидел во время разворота тень своего механика. Сразу дал снижение пять метров в секунду, произвел посадку. А механик – все нормально! Вообще столько интересных случаев было…
Николай Томшаков закончил военную летную практикукомандиром эскадрильи, вернулся в Рыбинск, летал на транспортном Ли-2 в заводском авиаотряде, на других машинах. Когда стал командиром аэроклуба, пошел к директору моторостроительного завода Павлу Федоровичу Дерунову. Приготовил речь, хотел просить помещение для аэроклуба, который ютился на чердаке Дома учителя. Но ничего объяснять Дерунову не пришлось. Заявление сразу ушло в работу, и вскоре аэроклуб переехал к железнодорожному вокзалу. Кстати, оба сына Николая Ивановича тоже связали свою жизнь с авиацией, оба – выпускники Харьковского высшего авиационного инженерного училища. Один служит в Пскове, в авиационном полку, другой – военпред в НПО «Сатурн».
– Не ценили мы тогда молодость, казалось, что она вечна. А вж-жик – и нет ее!.. Ой, вроде и диван этот так и был тут! – ахнул старый летчик, забравшись на второй этаж командного диспетчерского пункта.
Никто и не помнит, сколько лет этому вечному атрибуту аэроклуба. Но поставлен сюда еще до войны – факт! А вот и кресло историческое с Ли-2. В любительской авиации этот самолет был восстановлен, но в 2002 году упал в Мячково…
Слово за слово – речь пошла о судьбе российской авиации да и самого Рыбинского аэроклуба.
– Я абсолютно уверен, все возродится. Другая экономика, политическая система… Все наладится! И я не тревожусь за будущее страны, – не унимался Николай Иванович.
– Но как? Летчиков уже нет молодых, машины разваливаются… – парировал Виктор Веселов, его ученик, нынешний начальник аэроклуба, который во времена Томшакова работал инструктором.
– Вы видели два самолета Як-52 – это самые годные к эксплуатации в России «Яки», больше ни у кого нет таких, самые лучшие – у нас в Рыбинске, – вступил в разговор летчик Женя Самсонов. – Кто их отремонтировал? Частники! И ни один государственный деятель не дал денег…
– Оживление пойдет, когда мы будем работать как частники. Брать кредиты, летать, учить молодые кадры, – подхватил Веселов.