Обезглавленная сборная
Сюжет исчезновения Алексея Остапенко и Сергея Гранкина вполне вписывается в канву весьма навороченного детектива. Еще вечером они громили соперника, а с утра обе квартиры, где проживали волейболисты, оказались запертыми. Их телефоны не отвечали, поэтому получить какую-либо информацию о нахождении игроков не представлялось возможным.
Правда, вскоре соседи волейболистов сообщили сотрудникам клуба, что на утро следующего по окончании чемпионата дня ребят забирала какая-то машина с московскими номерами, причем сами виновники переполоха отнюдь не выглядели жертвами. Возникло предположение, что наиболее перспективных ярославских волейболистов просто переманил какой-то московский клуб.
Предположение это подтвердилось спустя сутки, когда главный тренер «Нефтяника» Сергей Шляпников отправился в столицу, во Всероссийскую федерацию волейбола, и попытался выяснить: а как ему в этой ситуации готовить молодежную сборную к чемпионату мира? Дело в том, что, имея действующие контракты с «Нефтяником», исчезнувшие игроки выступали еще и за молодежную сборную страны. И тут федерация заняла странную позицию. Не отвечая прямо, где находятся неожиданно пропавшие игроки, руководители отечественного волейбола решили, что называется, снять остроту вопроса. И заявили Сергею Константиновичу, что приоритеты в работе федерации изменились. И что сегодня все силы брошены на главную команду, поэтому место, которое займет «молодежка» на чемпионате мира, особой роли играть не будет. То есть главного тренера сборной поставили перед необходимостью выступать с теми, «кто останется», и с результатом «как получится».
Тут уж возмутился Шляпников. Тренера, который за восемь лет собрал коллекцию из всего европейского «золота», имеет в активе высшие награды мировых первенств и всемирных юниорских олимпиад, ставили в условия, в которых за абсолютный результат своего, возможно, последнего чемпионата мира он бороться физически не может.
Место службы – «Луч»?
«Побег из Ярославля» был организован так, что можно было только руками развести. Судя по тому, что до сих пор сведения о Гранкине и Остапенко приходится получать из третьих рук, сами они отлично понимали, что поступают, мягко говоря, некрасиво. И даже в день рождения Сергея Константиновича (которое приходится на
7 мая) стали фактически единственными, не позвонившими на прекрасно известный им телефон и не сообщившими хотя бы о том, где они находятся.
Такое положение возмутило даже заместителя губернатора Сергея Александровича Бурова, курирующего волейбол (наряду с прочими игровыми видами) в областной администрации. А как не возмущаться, если игроков, взращенных на госбюджетных средствах, каждый встречный и поперечный может взять и практически бесплатно утащить в свои пределы? И хотел было Сергей Александрович уже принимать меры, если бы не одно обстоятельство: о переходе игроков никто официально не объявлял, а стало быть, и «войной идти» пока не на кого.
Между тем место пребывания волейболистов ни для кого секретом не является. Его, кстати, подтвердил бывший тренер «Нефтяника», а ныне тренер групп начальной подготовки московского «Луча» Андрей Кукушкин. Наведавшись в Ярославль, он поведал, что Гранкин и Остапенко сегодня действительно тренируются в «Луче». «Формально, – сказал московский ныне тренер, – это их право. Захотели люди идти служить – и пошли».
Конечно, в иных случаях (а особенно в канун Великой Победы) подобное проявление патриотизма можно только приветствовать. Однако настораживает тот факт, что в народное ополчение идут с гордо поднятой головой, а не смываются по-тихому на машине с плохо различимыми номерами.
И еще вопрос: какую силовую структуру представляет в нашей стране спортклуб «Луч», куда попали оба ярославца? То, что у «Луча» есть якобы договоренность с «Динамо» о подготовке молодых кадров, – это его, «Луча», личное горе. Но своими ногами пойти в рекруты, чтобы оказаться в совершенно «гражданской» команде... Что-то здесь мало пахнет патриотизмом. Зато явно отдает любовью к зеленым бумажкам с изображениями исторических президентов с той стороны океана.
Наверное, именно поэтому самым спокойным из тех, кто имел отношение к происшествию, оставался Сергей Шляпников.
– При нашем финансовом положении я всегда готов к тому, что кто-то из молодых игроков позарится на легкие деньги и покинет клуб, – говорит президент «Нефтяника». – Конечно, закрыть две определяющие позиции в команде нам будет непросто, но, как показывает практика, именно люди, впереди всего ставящие деньги, в конце концов становятся обузой для клуба.
Тенденция, однако
В инциденте с ярославскими молодыми игроками как в капле воды отразились тенденции всего современного российского волейбола, ставшие особенно явными в последнем сезоне. К примеру, наибольшие проблемы с составом сегодня испытывают те клубы, что в работе делают ставку именно на собственных воспитанников. Прежде всего это касается двух «Локомотивов» – белгородского и екатеринбургского. Южане в межсезонье потеряли двух ключевых игроков середины сетки – Егорычева и Кулешова плюс главного тренера, а уральцы – вообще две трети волейболистов стартового состава: Бовдуя, Латышева, Соколова и Самсонова. Практически все перечисленные выше игроки перешли в команды из динамовского «куста». Это не помогло «бело-голубым» стать чемпионами страны (белгородский клуб еще раз доказал, как много могут игроки, не купленные за контракты с огромным количеством нулей, а воспитанные в клубе с молодых ногтей), но екатеринбуржцам стоило места в Еврокубках.
В России и СССР игроков, конечно, переманивали всегда. Другой вопрос, что сегодня этот процесс приобрел просто-таки лавинообразный характер. Что же произошло? А то и произошло, что экстенсивный путь развития волейбола себя уже исчерпал, но «дурные» (как охарактеризовал их корифей тренерского волейбольного цеха Вячеслав Платонов из питерского «Спартака») деньги в этот вид спорта еще идут. Вот только тратить их не на кого – практически все российские волейболисты вернулись из-за границы, да и легионеров из большинства европейских стран (исключая, пожалуй, Италию) удалось собрать в нашем чемпионате немало. Дальше что?
А то, что если сегодня не перекупить талантливого юниора, завтра его перекупят другие. И понеслось: сейчас селекционеры из богатеньких клубов «окучивают» уже следующее поколение игроков «Нефтяника». Из числа тех, кого и под присягу по молодости лет не поставишь. Но зато перед родителями волейболиста можно помахать контрактом с таким количеством нулей, что даже у относительно состоятельных людей начинается головокружение. То, что именно таким образом в России сгубили уже не одну тысячу талантов, родителей будет волновать года через три, когда окажется, что чадо в основной состав суперклуба не проходит, а возиться с ним так, как это делают в Ярославле или Екатеринбурге, никто не собирается. Но это только через три года...
Конечно, не Ярославлем единым прирастает волейбольное могущество России, но нельзя не признать: по соотношению цена – качество впереди нас сегодня только Белгород – многократный чемпион России. И «войну контрактов» он пока не проигрывает потому, что президент «Локомотива-Белогорья» Геннадий Шипулин сам не лезет за словом в карман, когда нужно решать финансовые вопросы. «Нефтяник» такой возможности лишен. Но сдаваться не собирается: есть еще в клубе игроки, которым нули глаза не застят.