Принятию решения предшествовала столь бурная словесная баталия между противобор-ст-вующими командами, какой давно не бывало в стенах областной Думы.
Первыми наступление на депутатов-противников законопроекта начали участники пикета перед зданием Думы. Юноши и девушки, взрослые фаны скандировали названия любимых команд – «Шинник» и «Локо». На их плакатах краснели буквы – «Не лишайте детей мечты о большом спорте», «Руки прочь от спорта», «Уважайте мнение десятков тысяч ярославцев». Когда «нападающие» из блока «Родина» – депутаты Петр Губочкин и Михаил Белов приблизились к фанатам, их ждала полная обструкция. Из толпы слышались крики:
– Мы хотим, чтобы дети шли и занимались спортом, а не демагогией, г-н Губочкин. Если вы загубите профессиональный спорт, массовый не разовьется. Вы разрушаете то, что сами не создавали. Демагоги!
Петр Губочкин отбивался, как мог:
– Массовый спорт не финансируется, нам не показывают бюджет «Шинника», а мы должны знать, куда идут деньги налогоплательщиков. Вам нравится смотреть футбол – платите свои деньги, почему другие должны за это платить?
Реплики депутатов тонули в криках толпы фанатов. Михаил Белов был более краток. Бросив в воздух «Ворье», он заявил:
– В Саратове по клубу «Сокол» идет уголовное дело – и здесь будет.
– Не будет спорта, куда людям идти? – спросили народного избранника пикетчики.
– В шашки играть будете! – уверенно посоветовал депутат из «Родины».
Подоспевший на выручку депутат Александр Цветков попытался также донести свою позицию до болельщиков, но ему не дали микрофон. Такого «нарушения правил игры» он явно не ожидал и потом высказал обиду даже на заседании Думы.
В зале областной Думы противников законопроекта встретили болельщики и фанаты «Шинника» более высокого уровня. И несмотря на эмоциональные выступления депутатов из «Родины», большинство их так и не услышало.
Александр Цветков пытался сравнивать средства, выделяемые из бюджетов области и города Ярославля на элитный и массовый спорт. Но губернатор, а вслед за ним и мэр Ярославля тут же уличили депутата в тенденциозности расчетов, потому как большая доля расходов на массовый спорт проходит по строке бюджета «Образование» (финансирование детских юношеских спортивных школ). Но Александр Цветков настаивал, что сейчас, когда у бюджета нет «жирка», не стоит в таких объемах финансировать профессиональный спорт.
Губернатор области парировал эти аргументы:
– Можно поставить крест на судьбе «Локомотива» и «Шинника», поскольку инвесторы также откажутся вкладывать деньги в спорт. Судите сами – как это отразится на развитии региона, на рабочих местах, Дворце спорта и стадионе, как будут работать спортивные клубы и детские школы. Неужели вам не стыдно за российские сборные по хоккею и футболу, которые так плохо выступают?
Депутаты от «Родины» вспомнили и свои коронные темы. Так, Евгений Козлов рассказал о своем детстве, в котором было 5 – 6 бесплатных спортивных секций. Сейчас, по словам депутата, из-за развала массового спорта «растет беспризорность, дети болтаются на улицах, отсюда наркомания и алкоголизм».
Генеральный директор ОАО «Ярэнерго» Виктор Рогоцкий пошел в контратаку:
– Мы должны гордиться, что у нас есть элитные команды. Сегодня костромичи и ивановцы к нам приезжают болеть за «Шинник» и «Локомотив». Без звезд, элитных команд детский спорт вы не разовьете.
Перевести схватку в спокойное русло попытался президент фирмы «Лиго» Владимир Дорофеев.
– Денег никогда хватать не будет, – спокойным тихим голосом произнес он. – За каждой командой стоит большая инфраструктура – дет-ские школы, тренеры, их на тротуаре не найдешь. Сейчас мы можем все сразу порушить. Конечно, клубы должны зарабатывать сами, но это сразу не произойдет. С плеча рубить нельзя, мы и так уже в стране многое разрушили.
Но противники закона о налоговых льготах для предприятий, поддерживающих спорт, еще не раз пытались взять слово. Перепалку пресек председатель Думы Андрей Крутиков, нервы которого уже были на пределе. Он поставил вопрос на голосование, и законопроект получил 30 голосов. Политический околофутбольный матч был выигран сторонниками большого спорта. Как и обещал губернатор, «Шинник» будет жить.