Будь готов к Сургуту
С 21 июня игроки «Нефтяника» отправились в отпуск, где пробудут до 10 июля. Без «каникул» останутся волейболисты молодежной сборной России (ярославцев в «Нефтянике», считай, половина) и, естественно, тренер сборной Сергей Константинович Шляпников. Сейчас «молодежка» проходит сбор в Ярославле, а 12 июля отправится в Италию на международный турнир. С ответным визитом итальянцев (а также немцев) в Ярославле ждут 12 августа. В Загреб на чемпионат Европы сборная отбудет 2 сентября.
«Нефтяник» в то же самое время будет готовиться к традиционному кубку губернатора, который пройдет в «Атланте» в начале сентября. Второй этап кубка России состоится в конце сентября в Сургуте. Столь экзотичный выбор большинство участников сделало под влиянием гостеприимства северян: хозяева соревнований берут на себя все расходы участников, вплоть до перелета. При таких спонсорах чего и не шикануть! Ну а чемпионат стартует 9 октября.
Сегодня уже известно, кто покинет команду. Во-первых, это игроки, у которых закончились однолетние контракты и сроки аренды, Владислав Визовский, Сергей Третьяков и Хамди Эль Сафи Авад. Скорее всего, не будет в «Нефтянике» и Андрея Сидоренко, причем по причинам не столько спортивно-финансовым, сколько климатическим. Молодая семья Андрея скоро увеличится на одного человека, и по мнению будущих папы и мамы, расти и развиваться этому человеку будет уютнее как раз в мягком украинском климате. Из потерь действительно серьезных и неожиданных можно упомянуть Юрия Бережко, сраженного острым приступом патриотизма, в результате которого молодой и перспективный нападающий оказался в одной из многочисленных динамовских команд. Москвичи, правда, пообещали компенсировать нашу потерю другим молодым и перспективным игроком, но обещанного, бывает, ждут до морковкина заговенья.
Теперь о приобретениях. Пока доподлинно известно, что «протоколы о намерениях» подписаны с четырьмя опытными игроками, двое из которых – легионеры из дальнего зарубежья. Один из наших соотечественников – чемпион России в составе МГТУ Алексей Рыжов, которого Сергей Шляпников приметил еще в те времена, когда они играли друг против друга в высшей лиге чемпионата России. Но протоколы эти с каждым днем имеют все меньше шансов стать контрактами, потому что время уходит, а трудоустройство в спорте – дело иногда даже не нескольких дней, а считанных часов.
Сегодня ситуация в клубе развивается по шуточной поговорке «Бывают такие секунды, что все решают минуты... И длится это годами». И хотя обладание кубком традиционно не входит в планы «Нефтяника», именно после выступления в Сургуте будет более или менее ясно, как формулируются задачи на сезон.
Суперлига «закрывается»?
Известно, что в тех случаях, когда невозможно действовать ни оборонительно, ни наступательно, следует действовать покупательно. Так большинство фаворитов суперлиги и работают в межсезонье, приобретая игроков шестерками и вербуя легионеров посочнее. Российский волейбол понемногу скатывается к печальному опыту футбола, хоккея и баскетбола, располагающих довольно сильными национальными чемпионатами, но не способных дать продуктивного материала для сборной. Именно поэтому несколько прагматически настроенных президентов на последнем президиуме федерации выдвинули ряд предложений, способных изменить ситуацию к лучшему.
Во-первых, это касается призыва в армию. Не секрет, что в молодых спортсменах часто проявляется недюжинный патриотизм по части службы в Вооруженных силах РФ (а паче того, и особенно сейчас, во внутренних войсках). Теперь, если уж «торк-ну-ло» человека пойти и послужить, флаг ему, что называется, в руки и автомат на шею, но контракт с клубом, где тебя на ноги поставили и мяч держать научили, нет необходимости разрывать. Служи и будь у армейского клуба в аренде. Отслужил как надо – и вернулся.
Второе изменение волейбольных законов подразумевает, что сменить гражданство волейболисту можно только с разрешения клуба, имеющего права на игрока. А то в последнее время количество народа, ринувшегося «из варяг куда-нибудь в казахи», растет в геометрической прогрессии.
Вообще же дело идет к тому, что на месте суперлиги может появиться профессиональная волейбольная лига. Основной ее особенностью станет закрытость. Тогда-то и можно будет наконец спокойно заняться подготовкой резерва, который потом покажет себя не только в чемпионате, но и в составе сборных. Сегодня же у многих клубов нет никакого «потом». Вылет из суперлиги означает крушение всех и всяческих надежд, полный крах волейбола в регионе и потерю кадровых ресурсов.
Депутатский эпилог
О том, как «Нефтяник» будет готовиться к новому сезону, Сергей Шляпников рассказал на пресс-конференции. А в конце ее он в довольно резких выражениях оценил деятельность депутатов Государственной думы Ярославской области, противопоставивших интересы массового и элитного спорта. По его мнению, принцип «отнять и поделить» никогда не доводил никого до добра. Тем более в большом спорте, у которого можно отнять лишь единожды. Потому что после этой операции большого спорта просто не останется.
Нет, можно, конечно, и в спортбарах переживать за судьбу какой-нибудь «Модены» в игре против «Изумруда» или «Белогорья»... Под рекламу пивка, призывающую тут же, в баре, и «расслабиться». А дальше? Сколько ни вкладывай в систему массового спорта, мотивации им заниматься у народа не создашь, когда большой спорт – только в телевизоре, да и то постоянно пивом разбавляется.
Если же брать «Нефтяник», то в клубе давно уже стерлась грань между элитным и дет-ским спортом. Взять хотя бы тех же Сергея Гранкина, отыгравшего целый сезон в суперлиге на ключевой позиции разыгрывающего (а ему тогда не было еще и восемнадцати), и Алексея Остапенко, в том же возрасте ставшего одним из лучших центральных блокирующих чемпионата. Да разве только в волейболе имеются у нас такие «вундеркинды»? А хоккей, футбол, гандбол, наконец? Об этих ребятах депутаты, наверное, не задумываются. Только у тренеров, жизнь свою в них вложивших, душа пока и болит.