Естественно, что в иерархии технических видов спорта есть свои лидеры. Та же «Формула-1» собирает у экранов не меньше народу, чем «спорт № 1». Однако самым массовым видом, если исходить не из числа болельщиков, а из числа спортсменов, остается картинг. По крайней мере в России это так и есть. А в Ярославле – еще и потому, что за велодромом ДЮСШ-18 имеются СТК «Мотор» и трасса, возведенная в 1981 году.
23 октября гонщики Центральной России закрывали здесь свой сезон. Перед стартом их напутствовал человек, имеющий непосредственное отношение к трассе и ярославскому автоспорту в целом. Виталий Николаевич Жемчужников, водитель-испытатель, вдохновитель создания картодрома, основоположник СТК «Мотор» и один из первых энтузиастов автоспорта, отметил, что такой асфальт, как на картодроме, вряд ли найдешь в городе. И убедительно попросил участников не просто выложиться до конца, а максимально интенсивно пройти положенные круги.
В разговоре с корреспондентом «Северного края» Виталий Николаевич попросил поблагодарить нашего обозревателя Татьяну Владимировну Егорову. Оказывается, после ее публикации в марте 1981 года строительство автодрома наконец-то сдвинулось с мертвой точки. После этого автодром пережил и годы расцвета, и долгие периоды забвения.
– Года два назад я просто не мог сюда приходить, – поделился наболевшим Виталий Николаевич, – потому что воспринимал каждый синяк, полученный гонщиками, как упрек в свой адрес. А синяков хватало: трасса в некоторых местах напоминала о своем существовании только расположением покрышек заграждения. Тут, строго говоря, и ездить-то было нельзя. Слава богу, что мы, похоже, вновь начали осознавать значение технических видов спорта в жизни общества и появились люди, готовые этому делу помогать.
Упомянутые люди, судя по всему, постарались на славу: миниатюрные автомобильчики, казалось, летали над поверхностью асфальта, хотя погода (скорее – непогода) располагала к тому, чтобы ездить медленно и осторожно. Самое интересное, что механики (они же чаще всего и главные тренеры) нещадно ругали своих подопечных именно за осторожность и предусмотрительность. Даже Олег Иванович Карабанов, вынеся на руках из карта свою восьмилетнюю дочурку Алену (на снимке – справа), сначала отчитал ее за то, что она даже не попыталась на второй части дистанции атаковать гонщика, ехавшего перед ней, а уж потом поздравил с удачным заездом.
– Папа прав, – заметила потом Алена. – Но на этой тесной и мокрой трассе я не могла излишне рисковать – на прямых соперник ехал не слабее меня, а пытаться пройти его по дальнему радиусу на повороте было бы слишком большим риском – не хотелось улетать с трассы в первом же заезде.
Для юного создания восьми (еще раз подчеркнем) лет от роду, занимающегося автоспортом всего несколько месяцев, – редкий рационализм. Впрочем, автоспорт как вершина технических видов спорта вообще именно тем и отличается, что побеждает в нем азарт в сочетании с максимально трезвым расчетом. Алена по итогам трех заездов заняла третье место в своем классе – дивный результат для дебюта. Кстати, ее земляк, тринадцатилетний череповчанин Алексей Спиридонов, победивший в этом заезде, высказался в том духе, что побеждает все же азарт. Плюс хорошая подготовка техники и точная ее «настройка».
И все же с опытным гонщиком (Алексей занимается картингом уже третий год) можно согласиться не во всем. Главное в этом виде спорта, как показалось нашему неопытному взгляду, – сила духа и, как это ни странно, крепость тела. К примеру, в одном из следующих заездов гонщик из ярославской команды СТК «Мотор» Сергей Шикунов «улетел» с трассы на одном из самых сложных поворотов. Шансов на победу в этой ситуации у него не оставалось. Тем не менее Сергей собственноручно вытащил карт (далеко не пушинка по весу, да и не ухватишься, и соперники рядом «летают») из размокшей земли на асфальт, умудрился «растолкать» его вручную (в штатной ситуации этим занимаются механики) и продолжил гонку. Мало того, он ни на мгновение не изменил характера прохождения трассы, вылетая из поворотов так, чтобы только-только уложить траекторию прохождения карта в изгиб петли. И в результате приехал четвертым в заезде. На вопрос о том, был ли смысл так рисковать, гонщик не раздумывая ответил: «Конечно, был! Мало того что и передо мной кто-то мог бы сойти, так еще сам по себе ход гонки позволил набрать зачетные очки».
Судя по всему, автоспорт только за то уважать следует, что он на практике исповедует принцип «Не отступать и не сдаваться!». Отсутствие у картов заднего хода и наличие в Ярославле огромного количества энтузиастов этого дела позволяют надеяться, что многие дети всерьез заинтересуются не только гонками как таковыми, но и внутренним содержанием картинга. Не зря один из болельщиков соответствующего возраста всерьез спрашивал у сверстника: «А ты такую машину своими руками соберешь?» На что тот ответил, явно прикидывая в уме, как это все делается: «Были бы детали да сварка...» А Виталий Николаевич Жемчужников заметил напоследок:
– Соревнования не особенно массовые, но ведь это только начало. Автоспортсмены – это же каста. Как только они узнают, что здесь есть такая трасса, сюда валом повалят. И тогда можно будет воочию убедиться, что автоспорт – это не только интересно, но еще и красиво.