пятница 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 16 февраля 2007

Фольклор на Масленой неделе

нет фото

Звук этой старинной деревянной дудочки будто остро заточенное перышко – легкое, но ухо колет. Оттого и называли ее наши предки колюкой. Чисто мужской инструмент, требует крепких мышц и глубокого дыхания на опоре. Такой дудочкой пастухи напоминали о себе лошадушкам, когда сторожили их в ночном.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

Колюку показывает нам Сергей Клевенский, гость Ярославля, главный духовик­затейник содружества московских музыкантов «Этносфера», чьи концерты идут на ура на музыкальном фестивале главной Масленицы России.

Если кому­то из читателей имя Клевенского покажется знакомым, то пусть голову не ломает. Скорее всего, знакомо оно по титрам телесериалов. Последний из них – «Волкодав». Там фольклорные куски музыки Рыбникова озвучивает именно он – Клевенский.

Но это так, между прочим. Занятие у нас с ним за кулисами филармонии куда более интересное, чем разговоры о телесериалах. Заодно с колюкой рассматриваем содержимое его дорожной торбы с инструментами. Их диковинные голоса – вживую, да еще и в немыслимых сочетаниях с роялем, синтезатором, ударными и во многих вариантах друг с другом – ярославцы уж точно не слышали никогда.

Тут курские кугиклы – женская камышовая дудочка со сквозящим ветровым звуком, китайская флейта под названием ху лу сё, способная издавать таинственные космические гулы. Звонкоголосые гусли «Этносфера» подружила с угрофинской волынкой, какую у нас теперь услышать можно разве что в Карелии. Зычный владимирский коровий рожок, что с успехом заменял на Руси грозный пастуший хлыст, теперь друг­товарищ скрипучей колесной лире – играли на таких современники скоморохов – бродячие певцы­лирники.

– Дело не в том, что за инструмент у тебя в руках, важно, какую музыку на нем ты играешь, – весьма афористично подытожил показ владелец саквояжа с инструментами.

Мысль углубил Андрей Котов, сподвижник Клевенского по «Этносфере». Как человек, имеющий на то полное право, на наш вопрос, где «Этносфера» добывает репертуар, старый лирник слегка развернул: дескать, собирателей мало, людей, знающих, что с этим собранным делать, еще меньше.

Сам­то знает и так об этом говорит:

– Что, интересуетесь, с фольклором делать? Петь, своим дыханием согревать.

Еще с одним из таких знающих – Старостиным – мы познакомились поближе. Как и Котов, однокашник Клевенского по классу кларнета в Московской консерватории Сергей Старостин фольклором занимается профессионально. Со студенческих лет в экспедициях исколесил всю срединную Россию. Бывал и в наших краях – записывал песни и частушки у бабулек по деревням под Борисоглебским.

После армии вернулся в консерваторию, стал сотрудником кабинета народной песни. Корпел над нотами, пока не понял, что, к примеру, ту же частушку сохранить можно только одним способом – как говорят в народе, взять ее под язык.

Короткую попевку Старостин назвал «самой выживаемой» в фольклоре – потому что там в текстах всегда самая последняя злоба дня и переданная в паре строк целая жизненная история, часто душераздирающая. Пропел для примера: «Дострадалася девчонка, что не сходится юбчонка». Частушка – сольный жанр, она не требует спевок, инструмента наготове – его всегда можно заменить игрой на обыкновенной расческе, а то и без нее, вольным творчеством на губах.

Старостин с Котовым в «страданиях под язык», а затем в разных составах с Клевенским, певицами Ольгой и Таисией Краснопевцевыми, руководителем «Этносферы» Сергеем Филатовым (коему ничего не стоит играть сразу на рояле и синтезаторе) в «Композиции на русские темы» и в «Тимоне» не на шутку завели зал.

В дело шло все – джазовые синкопы у инструменталистов и киксы у певцов, ладушки и трещотки. У бесподобного гитариста Виталия Кися шикарное гранадское тремоло превращалось вдруг в разудалый русский наигрыш. Воспитанник Гнесинской академии по классу балалайки Алексей Архиповский, тоже виртуоз от Бога, свое серебряное звуковое кружево шутя сплетал, кажется, из всего, что попадало под руку: из «Барыни» и лезгинки, из «Эй, ухнем!» и боя Кремлев­ских курантов.

От чего лечат «страдания под язык», после концерта и так было ясно, но мы поинтересовались мнением Сергея Старостина. Он так ответ­ствовал:

– Во­первых, от скуки, что уже само по себе неплохо. Тех же, кто забыл, откуда он родом, частушка лечит от беспамятства.

Про то, что за чудаки объединились в проекте «Этносфера», Старостин растолковал:

– Когда­то Дмитрий Викторович Покровский мудро сказал, что «фольклор всегда в будущем». Мы – союз музыкантов, объединенный вокруг этой идеи, принимающих творческое «я» и уважающих друг друга.

Руководитель проекта Сергей Филатов добавил еще пару слов:

– Мы подвижники.

Первые слушатели концертов москвичей на ярославской широкой Масленице – публика в возрасте вокруг тридцати – провожали гостей, не щадя ладошей. Да и автор этих заметок уходил из зала, чувствуя, что горячо где­то под грудным карманом – значит, задета сердечная мышца. После концерта в гримерную к Старостину пришли два вежливых молодых человека. Представились: братья Мамаевы. Старший – выпускник психологического факультета госуниверситета, менеджер, младший изучает информатику в педвузе. Протянули Сергею один из его компакт­дисков, попросили автограф:

– Мы вас знаем и любим.

Все путем, граждане, если фольклор у нас всегда в будущем, а за автографами ходят сегодня не только к звездам театра и кино, но и к подвижникам.

Читайте также
  • 13.02.2007 Классику – в сердце, частушку – под языкСегодня в Ярославле открывается музыкальный масленичный фестиваль. Мы поговорили о нем на кухне у его директора, художественного руководителя губернаторского
  • 21.08.2004 УЕЗДНЫЕ ХРОНИКИ Невредная игра
  • 05.01.2003 Любимцы публики Творческое объединение "Поладушка" работает при любимском Доме культуры несколько лет. Его участники играют на балалайках, аккордеоне и поют народный репертуар: фольклор и ретро.
  • 28.12.2002 Личное клеймо Алексея Старостина Высокий лоб, русая копна волос, под соломенными усами неожиданно искренняя улыбка. И сразу светлеют глаза, уходят от переносицы брови, словно расслабившись
  • 21.08.2002 Путешествие в Шолохонию Поездки студентов-первокурсников филфака педуниверситета для сбора фольклора - мероприятие ежегодное, обязательное, для всех привычное. Проблем с маршрутами
  • 11.07.2002 Гвоздь программы В Борисоглебском районе начал работу палаточный лагерь для подростков из патриотических и спортивно-туристских клубов. Быт в нем приближен к военно-полевым условиям.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают