В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический проект «Детская филармония», одобренный Российской академией музыки имени Гнесиных. Авторы проекта – заслуженный работник культуры РФ Татьяна Александровна Глушакова и её ученица, преподаватель Людмила Николаевна Квашнина. Дети учатся не только понимать язык искусства, но и, приобщаясь к творениям великих музыкантов, художников, поэтов, обогащают свой эмоциональный мир и учатся философски осмысливать действительность.
В проекте удачно сочетаются академические традиции и современные культурно-образовательные средства. Авторы стремятся сделать учёбу удовольствием. Оказывается, отработка технических навыков может стать увлекательным занятием, если впереди участие в конкурсе на лучшее исполнение этюда в быстром темпе. И даже из ошибки можно извлечь пользу. «Ошибаются и известные музыканты. Главное – не растеряться и идти дальше, показать, на что ты способен», – так напутствуют педагоги своих учеников перед концертом.
В проекте записано, что каждый концерт – это живое общение между исполнителями и слушателями, где все участники – партнёры. Педагоги, ученики, их родители, администрация – это творческий коллектив единомышленников. Но в программе заложено участие ещё одного «коллектива», особенного, – содружества муз. Музыка, живопись, поэзия, элементы театрализации... Взаимодействие этих видов искусства создаёт атмосферу наиболее глубокого проникновения в души исполнителей и слушателей. Вот только несколько программ: «Музыка в зеркале поэзии» (участвовали вокалисты класса Ш. К. Шаталовой), «Музыка театра и кино», «Нескучная классика», «Музыкальный вернисаж».
О последнем концерте надо сказать особо. Авторы проекта подхватили идею, родившуюся в колледже имени Гнесиных: «рисуем музыку, играем живопись». Трудно сказать, рисунки ли детей (преподаватели Е. В. Алексеенко и И. Н. Акимова) сопровождали музыкальные миниатюры, исполняемые юными музыкантами, или наоборот, но атмосфера в зале была насыщена духом сотворчества: дети сумели передать звуками и красками полёт бабочки, нарядную красоту радуги, звуки летнего леса.
Несколько концертов как бы объединены интереснейшей темой – домашнее музицирование – «Играем вместе», «Музыкальный салон», «Танцевальная музыка», «От гавота до фокстрота». В этих концертах выступали и семейные ансамбли. Конечно, далеко не в каждой семье существуют музыкальные традиции, но активное участие родителей в подготовке концертов, их работа в жюри, сопереживание с детьми перед выступлением, атмосфера заинтересованности и благожелательности на концерте – это тоже элементы семейного музицирования. Всё это благоприятствует созданию в семье климата любви и взаимопонимания, воспитанию, как теперь говорят, «человека культуры».