понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 30 марта 2012

«Стеклодув» и другая новая музыка

Ярославцы стали участниками проекта, поддержанного Евросоюзом

«Пару лет назад, когда мы с женой путешествовали по Италии, единственный день в Венеции прошёл у нас под проливным дождём. Спасаясь от него, зашли на огонёк в мастерскую стеклодува. Там на наших глазах из чего-то грохочущего, скрипучего, скрежещущего и объятого пламенем рождалось что-то тихое, нежное, хрупкое». Так московский композитор и педагог Юрий Воронцов рассказывает о замысле своего сочинения «Buffatorе», что с итальянского и переводится как «стеклодув».

автор Юлиан НАДЕЖДИН    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ

 

В эти дни эксцентричного и многозвучного «стеклодува» впервые услышали ярославцы – в концерте двухдневного фестиваля «Новые звуковые пространства». Его при поддержке Евросоюза организовали Московская консерватория, Ярославская филармония, детская школа искусств имени Л. В. Собинова. Главным действующим лицом на фестивале стал созданный около десятилетия назад в столичной консерватории на базе аспирантского класса всемирно известный ансамбль солистов «Студия новой музыки» (её руководитель – профессор Владимир Тарнопольский, дирижёр – заслуженный артист России и тоже профессор Игорь Дронов). За прошедшие годы ансамбль дал по всему миру около пятисот концертов, он выступал в таких престижных залах, как Берлинская филармония и Венский концертхауз, проводил мастер-классы по обе стороны Атлантики – в Оксфордском и Гарвардском университетах.

Своеобразными мастер-классами стали и оба ярославских концерта москвичей. Исполнялись сочинения, написанные в рамках международного проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев».

– Услышать друг друга – вот цель проекта, поддержанного Евросоюзом. Композиторы девяти стран написали музыку, связанную по замыслу с Россией, а их российские коллеги свои новые сочинения посвятили европейским странам, – сказал в интервью о ярославском фестивале его художественный руководитель, выпускник наших собиновских ДШИ и училища-колледжа Борис Рысин. – Цикл концертов в таком «двойном ракурсе» прошёл в Рахманинском зале консерватории, а Ярославлю выпала честь открывать фестивальный маршрут «Студии новая музыка» под управлением Игоря Дронова по регионам российской провинции. В афишу двух фестивальных концертов вместе с произведениями композиторов Франции, Польши, Италии, Венгрии и москвичей вошла и новая музыка их ярославских коллег – фортепианный квинтет Виктора Кожевникова, «Русский кант» Лидии Янковской и моя пьеса для десяти музыкантов «Иерусалим».

Таинством рождения, по словам композитора Воронцова, «тихого, нежного, хрупкого» из чего-то скрипучего и скрежещущего – в своих эксклюзивных звуковых пространствах поделились с яро­славцами не только автор «Стеклодува». Польку Лидию Зелинска вдохновил метод сложения цветов из практики родоначальника цветной светописи Сергея Прокудина-Горского. Её опус так и называется «х 3», «умноженное на три» – по числу составляющих палитры русского мастера.

Заведующий кафедрой электронной композиции Парижской консерватории Луис Наон свою полную неземных гулов и звонов пьесу «Голос жести и бронзы» для камерного оркестра написал по компьютерной программе, полученной в ходе лабораторного анализа звучания колокола юного литейщика Бориски из фильма Тарковского «Андрей Рублёв». «Мистицизмы» пера председателя Союза композиторов Латвии госпожи Гундега Шмите, головокружительное путешествие в глубины звука, больше похожие на научное исследование, чем на концертный номер, передают впечатления автора от картин Марка Шагала.

– В самом лучшем смысле этих слов европейская музыка, – так ведущий ярославских концертов, московский музыковед и композитор Фёдор Софронов представил прозвучавшую в школе искусств пьесу Рысина для кларнета соло с загадочным названием «Молитва... дыхание».

Солист ансамбля «Студия новой музыки» Никита Агафонов уж постарался оправдать такую оценку: развернул целую энциклопедию современных приёмов согретого живым человеческим дыханием искусства игры на этом старинном инструменте.

После концерта в школе искусств музыканты и слушатели – это были в основном её педагоги – провели дискуссию в стиле блиц о современной, такой трудной для восприятия авангардной музыке, когда мелодией становится аккорд и поиск эмоциональной энергии идёт в глубинах одного звука с необъятным спектром тембров.

Вопросы (как, впрочем, и аплодисменты) были обоюдными. У музыкантов нашлось столько вопросов, что «Студия новой музыки» попросила слушателей ответить на анкету. На заключительный её вопрос о том, хотели бы участники дискуссии «снова посетить подобный концерт», как сообщили нам по секрету организаторы фестиваля, отрицательных ответов вообще не оказалось. Стороны сошлись на том, что музыка, некогда возникшая из молитвы, и перестав в эпоху мировых войн и революций ублажать наш слух, продолжает нести людям добро.

Читайте также
  • 16.05.2012 «Бело Платно» зажигает! В преддверии Дня славянской письменности и культуры в Ярослав-скую область приезжает с концертами ансамбль балканской и византийской музыки «Бело Платно» из Сербии.
  • 27.05.2011 Прощальный уик-энд филармонии Эксклюзивным проектом Союза композиторов России и всемирно известного ансамбля солистов «Студия новой музыки» под руководством профессора Московской
  • 18.05.2011 Рисуем музыку, играем живопись В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический проект «Детская филармония»,
  • 28.03.2011 Такие учат музыке и самой жизни ...Рассказ о прекрасном и прекрасно талантливом человеке зовёт к себе и душу греет. Вот таким получился и рассказ «Северного края» о Сергее
  • 05.02.2011 «А песня ходит на войну...» Слова из стихотворения Сергея Острового, вынесенные в заголовок, могли бы послужить эпиграфом к концерту, состоявшемуся в актовом зале ЯрГУ им. Демидова.
  • 12.11.2010 Ах, то был дивный вальс Наблюдая музыкальную жизнь Ярославля, приходится с сожалением констатировать, что в городе уже давно отсутствует музыкально-просветительская работа. Вспоминаются
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Киноежик» совсем неколючий В эти выходные в Угличе завершился шестой детский фестиваль «Киноежик». Проходил он на базе оздоровительного
  • «Я – рисование» 30 августа исполнилось бы 80 лет одному из самых известных российских художников-аутсайдеров Александру
  • Каким будет Успенский собор В музее истории города Ярославля открылась выставка проектов воссоздания на Стрелке Успенского кафедрального