Слово «провинция» сейчас обретает новый смысл и звучание. Провинция сегодня притягательна. С провинцией связывают истоки духовного богатства страны, ее истинные сокровища. Русская провинциальная сцена являлась колыбелью многих талантливых дарований. Пожалуй, все сколько-нибудь известные художники, в том числе и мастера театра, – выходцы из провинции. Еще при рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего культурно-исторического процесса.
На днях случилось событие неординарное: Центральный дом актера в Москве, его вдохновитель и хозяйка Маргарита Эскина, режиссер Павел Тихомиров выступили инициаторами необычного проекта – «Провинция и столица». Накануне Международного женского дня –
8 Марта было решено провести бенефис звезд русского провинциального театра на московской сцене. Вечер назывался «Провинциалки».
И в этом названии было особое очарование и легкая ирония. Да какие же они провинциалки?! – воскликнули зрители, пришедшие на этот вечер. Три театральные сестры, все – народные артистки России, все – с берегов Волги: Наталья Терентьева, Ирина Аркадьева, Светлана Семенова – из Ярославля, Костромы и Волгограда – выступили во всем блеске своих дарований. Наталья Ивановна Терентьева – особо – стала подлинной королевой вечера.
Для каждой актрисы счастье быть в центре внимания столичной публики, выступить на московской сцене, оказаться в магическом пространстве игры. У этого вечера была еще одна особенность. Партнерами наших выдающихся актрис стали известные артисты московских театров. Вместе с Натальей Ивановной Терентьевой в знаменитой сцене встречи Турусиной с Крутицким из спектакля «На всякого мудреца» (на снимке) выступили народный артист России, артист МХАТ имени Горького Юрий Горобец (Крутицкий), его коллега, артист МХАТ Александр Самойлов (слуга) и актриса театра на Малой Бронной Татьяна Ошуркова (Машенька).
Зрительный зал Центрального дома актера был переполнен. Накануне прошла презентация этого вечера на телевидении и радио. Зрители, поклонники, ученики, друзья... Букеты цветов заполонили сцену.
Появление Терентьевой заставило зрительный зал затаить дыхание. Каждая ее реплика – тонкое озорство и лукавая игра. Наталья Терентьева была остра и комедийна, заразительна и весела. Она показала высоты русской театральной школы. Русскому актеру как никакому другому свойственно импровизационное начало, ощущение живой связи с залом. Этот вечер открыл истину, которая ведома ярославцам: феномен Терентьевой – больше, чем провинция, и больше, чем столица. Она – великая актриса.
Замечательными ведущими этого вечера – Счастливцевой и Несчастливцевой – были известные московские актрисы Наталья Заякина (театр «Ленком») и Лидия Матасова (МХАТ имени Горького).
На вечере происходили неожиданные открытия и признания: ученики находили учителей, рождались потрясающие творческие связи, родственные открытия.
Татьяна Ошуркова призналась, что отныне у нее в Ярославле появилась… замечательная тетка (по пьесе Островского). А она ей – родная племянница. Татьяне и во сне не могло присниться, что она будет играть с самой Терентьевой!
Мир тесен. Юрий Горобец свою театральную карьеру начинал в Ярославле в середине 50-х годов. Татьяна Ошуркова из театра на Малой Бронной – выпускница Ярославского театрального института.
Один из участников вечера народный артист России, артист Центрального театра Российской армии Федор Чеханков помнит легендарные имена Волковской сцены, славу Чудиновой и Ромоданова. Его отец до войны был начальником Ярославского областного управления культуры, а назвали будущего известного актера в честь Федора Волкова. Народная артистка России Луиза Кошукова (МХАТ имени Горького) училась у мамы Натальи Ивановны Терентьевой, преподававшей искусство сценической речи в знаменитой студии К. С. Станиславского. Ведущая вечера – заслуженная артистка России Лидия Матасова (необыкновенная Рашель из горьковской мхатовской «Вассы») в октябре участвовала в Волковском фестивале, она передала поклон всем ярославцам. Подарком актрисам-звездам было появление Нани Брегвадзе, посвятившей каждой из актрис трогательный романс.
В завершение вечера Маргарита Эскина объявила о начале еще одного проекта. С 2006 года Центральный дом актера в Москве намерен проводить фестиваль провинциальных театров в столице. Ведь в наши дни Москва перестает быть законодательницей театральных открытий. Многие значительные события и художественные открытия свершаются именно в провинции.