Музей – как та избушка Бабы Яги: если смотреть, когда она повернется передом, увидишь фасад старинного особнячка. Здесь помещался когда-то торговый дом купца Свешникова и сына. А если повернется музей боком – то выйдет какой-то желтый металлический то ли сарай, то ли ангар из новомодного ребристого материала.
Но директора музея Германа Соловьева больше волнует не архитектурное несоответствие. В этом ангаре хранится масса ценных экспонатов, которые могут не пережить зиму. Среди досок, других стройматериалов свалены десятки старинных прялок с удивительной росписью, самовары, утюги... Известно: дерево от холода и сырости гниет, медь покрывается патиной, железо – ржавчиной.
В основном здании музея нет места под хранение фондов. Тут уже каждому экспонату отведены свои квадратные сантиметры. Вот деревянные скульптуры заслуженного работника культуры Виктора Майданюка – Рюрик, Дмитрий Донской, Иван Грозный. А напротив входа – кресла, сделанные из древесных наростов, с когтистыми лапами вместо ножек... В этом же зале – чучела животных и птиц, лесная техника. На стендах – материалы о знатных лесоводах края.
В музее отведено место и фотографиям, письмам земляка первомайцев – Александра Петрова, знаменитого аниматора, обладателя Оскара. Есть тут экспонат еще одного нашего земляка – губернатора Анатолия Лисицына. Загнутые в улитку огромные рога барана с малюсеньким черепом. Подстрелил в Киргизии. Рядом – охотничья книжка, выписанная почему-то в Белграде на сербском языке... Рогами в Пречистом очень гордятся, и место им в музее отведено самое видное. А вот старине его не хватает.