Сегодня репертуарная афиша Самарского включает более тридцати спектаклей. Последние десять лет театром руководит заслуженный деятель искусств России Вячеслав Гвоздков, ученик Георгия Товстоногова. Накануне гастролей художественный руководитель коллектива встретился с журналистами. Он не скрывал, что во времена, когда театр превращается в сферу досуга, сложно обойтись без кассовых, зрелищных спектаклей. Именно этим объясняется такое «странное» (по определению самого Гвоздкова) начало гастролей.
Первым ярославцы оценят абсолютного чемпиона по кассовым сборам (теплится надежда, что это все-таки не единственное его достоинство) – спектакль «Ladies Night». Представленный вариант будет слегка отличаться от того, что демонстрирует антреприза с Гошей Куценко и прочими «настоящими пацанами» в главных ролях. Хотя сюжет, безусловно, не изменился. Спектакль, предназначенный только для женщин (если следовать второму названию), как и несколько других постановок, таких, например, как «Особо любящий таксист» или «№ 13», призван прежде всего заманить в театр публику.
При этом, по уверению Вячеслава Гвоздкова, не менее важно для него вернуть в театр и зрителя – вдумчивого, готового сопереживать. Просто в наши дни, замечает худрук, возможно лишь дозированное возвращение театра в нормальное русло. Свидетель-ством тому, что настоящее искусство все-таки востребовано, служит еще один рекордсмен Самарского театра по кассовым сборам – драма «Ребята, я к вам».
– После этого спектакля, – говорит режиссер, – женщины не выходят – их выносят из зала. А мужики, стесняясь своих эмоций, прячут глаза.
А ведь пьеса Андрея Кутерницкого долгое время казалась Гвоздкову ненужной современному зрителю. Сценическое воплощение ему, как ни странно, удалось найти благодаря одному из самых успешных коммерческих проектов – фильму «Титаник». Именно эта картина подсказала решение кульминационной сцены спектакля, а дальше уже стало ясно, как ставить всю пьесу.
Культовым спектаклем театра режиссер назвал постановку «О мышах и людях». С помощью этой пьесы даже удалось удержать в коллективе Александра Амелина. Он уже собирался распрощаться с профессией, приносившей только разочарования, и тут как раз московские друзья пообещали ему «теплое местечко» в столице... Торговый ларек. Трудно сказать, что потеряли коммерсанты в лице Александра, а вот театр, к счастью, сохранил замечательного актера.
Среди спектаклей, заслуживающих внимания театралов, Гвоздков назвал и комедию «Доходное место». Хрестоматийная пьеса Александра Островского в оригинальной постановке Фильштинского обрела новое, более жесткое звучание. В ней отсутствуют многие сцены, почти нет третьего акта, за который в свое время ругали драматурга. А сегодня ругают постановщика – за своевольное вмешательство в «классическое наследие». Значит, нас ожидает как минимум любопытное действо.
Вообще же, как заявлено в пресс-релизе, цель первых за последние десять лет крупных репертуарных гастролей коллектива – «попытка поделиться творческой жизнью театра, которая состоит из бесконечных вопросов, задаваемых зрителю, и ответов, которые появляются у зрителей в сердцах».