пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 01 февраля 2005

Как разлагалась сталь

Если телевидение и пыталось чем-то завлечь публику на заре своего существования, то это сиюминутным присутствием зрителей при любом событии. Сегодня же лишь изредка робкая ссылка в уголке кадра – «прямой эфир» – подчеркивает близость времени съемки и момента, когда происходят события. Зато всевозможные «реалити-шоу», где молодые люди долго обсуждают подготовку к решению сексуальных проблем и последствия этой процедуры («Дом-2» на ТНТ), водят экскурсии по своему жилью («Напросились» на МузТВ) или демонстрируют розы и кольца свежеприобретенных поклонников («Сверхновая» на MTV), имеют, помимо, разумеется, рекламной, единую информационную цель. Они все показывают, «как это делается».

 

Худшие подозрения, по-явившиеся у внимательного телезрителя в начале недели, благополучно подтвердились в ее конце. Возникали по разным поводам ситуации «делания». «Как делался Московский университет» – это в глубоко ночное время или в парадно-формальных новостных сюжетах проскальзывало, вызывая зависть к той дремучей России, в которой 250 лет назад государственные чиновники понимали значение государственной же ответственности за образование и науку. «Как делалась театральная политика» – об этом, тоже после полуночи, рассказывал в цикле «Предлагаемые обстоятельства» идеолог мхатовских преобразований критик А. Смелянский, трепетно поглаживавший барьер особой ложи, где какие только вожди не сиживали.

Потом, правда в удобное, субботнее дневное время, можно было увидеть, с каким вкусом топчутся ноги русского автора программы «В поисках приключений» по португальскому винограду, с какой ответственностью отбирают винные пробки португальские же работницы, способные увидеть едва заметные дефекты среди прыгающих на конвейере цилиндриков. Разумеется, и посадка голубой елки на даче у актера Лаврова, изумившего биолога Лобкова тем, что когда-то (явно едва ли не до рождения журналиста) играл «менеджера среднего звена» Молчалина, и редкостные озарения студентов двух московских университетов в «100 к одному» (с чудным откровением о том, что старшекласснику, по мнению прохожих, родители могут разрешить курить, выпивать и не ночевать дома), наконец, очередные «Очумелые ручки», неизменно сопровождавшие посещение благоустроенной квартиры семьи актера Ширвиндта (о, этот ужас советского дефицита, когда из ничего или отбросов люди все еще пытаются мастерить нечто!), – это были фрагменты картинки под названием «как это делается».

Апофеозом «делания» чего-то из ничего стала полуночная, с субботы на воскресенье, трансляция вручения кинематографической премии «Золотой орел» (напомню, у нас года три назад появилась Академия кинематографических искусств и наук, хотя, признаюсь, мой искусствоведческий опыт не позволяет расшифровать, какие это – во множественном числе – существуют искусства, если сам кинематограф и есть отдельное искусство, и какие такие «науки» существуют, хотя за достижения в них пока еще никого не награждают). Президент этой, уверенно утвердившейся, как казалось недавно, на костях прежней кинопремии, «Ники», Н. Михалков пел своим узнаваемо-сиплым голосом с казачьим хором, увенчивал чем только в мире не награжденного Ф. Копполу и – уже вместе с Копполой, припасенным для наиболее значимой награды, – презентовал последнего «Орла» сделанной на его же студии картине «72 метра». Церемония сбывшихся ожиданий, о конкретных итогах которой можно прочесть в любой газете и узнать из телевизионных или радиопрограмм, меня задела двумя своими особенно-стями.

Первая касается организации: фильмы – претенденты на высшую награду представлялись ерническим рэпом, который произносили одетый «по форме» Н. Фоменко и одетые вопреки всеобщей парадности и пафосности двое мальчиков с гитарами из активно продвигаемой новой группы «Уматурман». Жанровая нестыковка постсоветского «пофигизма» и глубоко советской стилистики не только в поведении и речах, но и в отборе награждавшегося материала была налицо.

А вот вторая особенность – это урок зрителям, в том числе телевизионным. Теперь, если понадобится спрогнозировать итоги следующего подобного награждения, достаточно посмотреть телепрограммы за истекший год (новость кинопроката – свежие фильмы сдают на ТВ практически параллельно с началом их показа в кинотеатрах) и вспомнить, какие из работ вызвали наибольшую критику. Вот те и наградят.

Считаю своим личным профессиональным достижением то, что лучшим телесериалом был признан «Участок», а лучшим «сериальным» актером – С. Безруков, который в принципе человек несомненно талантливый, но, к сожалению, недостаточно разборчивый. Наградили телепродукцию, которая отличалась банальностью, художественной примитивностью, а актер (взгляд с поволокой, длинные психологические паузы) – напомню свое мнение годичной давности – был в деревенской бытовой обстановке куда менее органичен, чем его весьма породистый пес-партнер. Зато – продукция Первого канала, которая по определению должна была быть вознаграждена! Если бы еще и тотализатор вроде футбольного открыли – вот был бы простор для беспроигрышных прог-нозов.

Но была в теленеделе та особая интрига, которая подталкивает к прогнозам не только телевизионным, но и социальным. То ли смущенный не-адекватностью сделанного и получаемого, то ли искренне обрадованный, Безруков, принимая премию за роль сельского участкового, откровенно высказался: «В прошлом году мой бандит из «Бригады» проиграл, в этом – сельский милиционер победил». Казалось бы, можно порадоваться хотя бы идеологическому, если не художественному результату.

Не получается, однако. Ибо прямо и беззастенчиво в ежедневном рекламном ролике нам заранее объявили, мол, «такую «Бригаду» вы еще не видели». И с понедельника начали показывать фильм с издевательским названием «Парни из стали»: милейший тренер-боксер с внешностью нашего лысого и усатого Чиндяйкина под «их» Марлона Брандо в «Крестном отце», и один из воспитанников – из числа тех, кто от безнадежности становятся бандитами, – по кличке Джеки (и сам Джеки Чан по всем каналам и во всех ракурсах), и начальные кадры с видами на заводской стале-плавильный цех... Где-то мы такое уже видели, не в фильмах ли и спектаклях 70-х годов на «производственную тему»? И вот уже создан сериал не про то, как закалялась, а про то, как разлагалась сталь. Тоже, между прочим, в том русле, о котором было сказано вначале. «Как это делается» – как персонажи становятся убийцами, как перешагивают они через свой (собственными руками сотворенный, разумеется) первый труп, как вступают в сговор с милицией, как, наконец, раскрепощаются актеры, показывая новый, жестокий и пригодный для употребления облик.

И хотя сценарий шит белыми нитками, съемки часто небрежны, а актеры в основном однокрасочны, не удивлюсь, если при очередном награждении и новая лента «про это» получит награду. Впрочем, какие герои, такие и награды.

//Татьяна ЗЛОТНИКОВА, доктор искусствоведения.

Читайте также
  • 16.11.2007 Унция чистого серебраПраздничным концертом в театре имени Волкова с вручением наград завершился в Ярославле международный фестиваль православных фильмов «Радонеж». У жюри была
  • 10.03.2007 Новые награды ПетроваВ Суздале завершился главный российский фестиваль мультфильмов. В последний его день по традиции подводятся итоги и называют лучших по всем номинациям.
  • 18.10.2006 Быть «бандитом» совсем нетрудноВ очередной раз Ярославль стал боевым плацдармом для битвы прекрасного с обыденным. А заодно и для новых «бандитских разборок». К счастью, не настоящих, а киношных.
  • 07.02.2006 Культурный шок отменяетсяОбещания были похожи на угрозы. Закадровые голоса по двум «главным» каналам сразу после наступления «старого Нового года» соревновались в роковой многозначительности.
  • 01.10.2004 Все для души живаго человека – Господин, товарищ, барин!.. Не проходите мимо! – вертлявые мальчишки в фирменных бейсболках с символикой Ярославского камерного театра ловко ввинчивались в толпу.
  • 15.05.2004 Дмитрий ХАРАТЬЯН: «Я живу бедно и скромно» Такая яркая личность, такой успех в кино, но... В жизни талантливого актера все складывалось далеко не так сказочно. Он разочарован и своей судьбой, и своими ролями.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают