понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 31 августа 2004

Посмотрите, вот он без страховки идет!

Переключая каналы

автор Евгений ЕРМОЛИН.

 

Российскому телевидению явно не хватает высокобюджетных экранизаций. Пища телезрителя состоит в основном из малобюджетных криминальных сериалов, в которых милиционеры-одиночки сражаются с мафиози, включая эпопеи о спецназе, борющемся с террористами, и американские второразрядные сериалы. «Идиот» по Достоевскому был скорее исключением. И на этом фоне покупка Первым каналом нового английского сериала по классическому роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» выглядела прорывно. Казалось бы, мы увидим фильм наверняка в прайм-тайм. Но...

Канал показал «Доктора Живаго»... ночью. На радость, что ли, полуночникам.

Сначала я никак не мог понять, в чем дело. Все-таки деньги потрачены, да и фильм снят отнюдь не для скучающих киноманов. Он вполне, что называется, смотрибельный. И добротную литературную основу не сбросишь со счетов. Неслучайно, наверное, создатели фильма победили в Англии в трех номинациях национальной кинопремии BAFTA: лучший драматический сериал, лучший режиссер-дебютант и лучшие костюмы. Фильм по-смотрели шесть миллионов англичан.

А потом я догадался. Наши телечиновники перегрелись. Запретив себе показывать «плохие» новости и критиковать власть, они уже не могут остановиться, не могут не страховаться от всех случайностей подряд. И, судя по всему, кто-то в конечном счете испугался, что какой-нибудь крупный начальник случайно увидит фильм – и не поймет. Суть вовсе не в том, что роман Пастернака недостаточно политкорректный, даже, прямо скажем, весьма критичный по отношению к советскому строю, а у нас теперь в моде бодрящие михалковские гимны. И уж тем более дело не в том, что режиссер Джакомо Кампиотти и сценарист Эндрю Дэвис очень вольно пересказали роман. Так, Живаго погибает от руки соперника, а не умирает от сердечного приступа в трамвае.

Дело в другом, как я могу предположить. Очень смешная история. Создатели фильма анонсировали эротический уклон в своей интерпретации романа. Сообщалось, что эротические сцены занимают около 15 процентов общего метража произведения Кампиотти и что англо-итальянский Живаго без всякого стеснения разгуливает перед камерой нагишом.

Наверное, это и показалось слишком рискованным художественным вызовом. Когда тебя снимут с должности, поздно будет доказывать, что ты не верблюд. Да и терять оглашенные бабки не хочется. Уж лучше сдвинуть показ фильма туда, куда Макар телят не гонял.

Тем не менее зрители у сериала были. Ваш покорный слуга, например, время от времени отрывался от клавиатуры компа и бросал взгляд на экран. Сказать по правде, ничего слишком вызывающего я не увидел. Может, просто пропустил. Но нельзя было не оценить тонкую и яркую технику телесъемки. Фильм не идеален. Однако он, даже при некоторой отвлеченности от российско-советских реалий, не просто выдерживает конкуренцию с лучшими нашими экранизациями на ТВ, но, на мой вкус, может дать им немалую фору. Чуть ли не 16-летняя Кейра Найти в роли Лары – впечатление большой силы. Не слабее, чем от былой Джулии Кристи.

В общем, это было волнующее и трогательное зрелище. И когда оно внезапно закончилось совсем не тем, что я ждал, то пожалел, что по причине позднего времени смотрел картину урывками. Пожалуй, новая экранизация выдерживает и сравнение с давним фильмом Дэвида Линча, который навсегда запал мне в память благодаря не столько безупречно эффектному Омару Шарифу, сколько гениальной музыке Мориса Жарра (вспомните эти великие русские темы, каким-то чудом услышанные композитором!).

Кстати, новый «ДЖ» снимался в Чехии, и европейский городок Оломоуц, конечно, не очень-то похож на наши отечественные палестины. Я нашел в Сети забавную подробность: в массовку принимали только мужчин и только худых. Они играли рабочих, недовольных царем, которые шли по улице и кричали на русском языке (с сильным чешским акцентом): «Свободу! Долой царя!..» А Кейра Найти изображала в это время страх... Но забоялась, как видим, не она одна.

Что ж, теперь будем ждать анонсированной отечественной версии «ДЖ». С Олегом Меньшиковым в главной роли. Меня, правда, волнует то, что Меньшиков (актер, кто спорит, отличный) не весьма молод для роли Юрия Живаго. Он смотрелся противоестественно уже в «Сибирском цирюльнике», где должен был изобразить наивного юнкера, не способного отличить проститутку от честной девушки... На всякий случай отмечу, что в английском сериале играющему Живаго Хансу Матесону 26 лет. Но у нас таким вот зеленым актеришкам главные роли не доверят нипочем. Опять же – страховка.

Современный человек слишком часто лишен воли к риску. А вот кто не страховался – так это Лени Рифеншталь, дорого платившая за свои политические ошибки до самого конца долгой жизни. Теленеделя на Ren-TV началась с роскошного и длиннейшего фильма о ней. Показанного, конечно, опять-таки ночью.

В жизни Рифеншталь было увлечение культурой негров Нубии, были подводные съемки, причем уже в глубокой старости. Но сначала Лени дружила с Гитлером и сняла великолепный по своему художественному качеству фильм «Триумф воли» о нацистском съезде в Нюрнберге. Было это в начале 30-х, сразу после прихода нацистов к власти. Друзья Рифеншталь тогда дружно отправились в эмиграцию, великая Марлен Дитрих презрительно третировала Гитлера и его шайку-лейку, а Лени рискнула и заключила сделку с дьяволом. Она осталась в истории, но осталась как символ трагической ошибки.

Новейшая телеверсия жизни Рифеншталь, сделанная, судя по всему, незадолго до недавнего ухода ее из жизни, тяготеет к тому, чтобы снять с художника бремя чрезмерной вины. Наверное, правильно говорится о том, что немцы персонифицировали свои грехи в личности Рифеншталь, выбрав ее в качестве козла отпущения. Однако приходит в голову, что такова неизбежно участь крупного художника вообще. Он – хочет или нет – берет на себя бремя эпохи и отвечает за все. То, что Рифеншталь после 45 го года отказалась от этой ответ-ственности, и привело, может быть, к тому, что она в итоге не сняла ничего лучше своих черно-белых шедевров 30-х годов с коричневым оттенком.

Широко и торжественно отмечали на минувшей неделе и юбилей нашего кинорежиссера Сергея Соловьева. Я навсегда останусь поклонником его ранних фильмов, по «Ассу» включительно. Столько хватающего за душу идеализма был в его героях той, еще совет-ской, поры! А потом эпоха переменилась, и Соловьев подобных героев потерял. А вместе с ними потерял и главную свою тему. Почему так случилось? Кто виноват? Художник или наше время, все-таки слишком, кажется, прагматичное и циничное?

Читайте также
  • 27.03.2012 Ищите мужчину «Культурные объедки», «трэш-телевидение», «грязное телепорно»… Недорогое в производстве и достаточно популярное,
  • 25.10.2011 Сериал «Легавый» снимается в Рыбинске Неделю назад в Рыбинске начались съёмки телевизионного сериала под рабочим названием «Легавый». Действие фильма, который выйдет на экраны через
  • 06.03.2008 «Я всегда мечтала крикнуть: «Мотор!»В рамках Ярославской киномасленицы, проходившей с 29 февраля по 3 марта, состоялась премьера мелодрамы «Лера». Уместить «мексиканский сериал» в полтора
  • 19.09.2006 «Их» страсти и «наши» мелочи Не в ногу с драматизмом воспоминаний и реальных событий недели возникают иронические параллели. То вспомнится Левша, который пытался отучить русскую армию
  • 28.02.2006 Не родись МазинойНе место в скоротечном газетном потоке для детальных эстетических рассуждений о соотношении красоты и уродства, о смене признаков идеала с течением времени,
  • 11.01.2006 Сеансы белой и черной магииГод настает теперь обморочными каникулами, из которых сограждане медленно выходят, слегка пошатываясь. Раскормленные салатом оливье и прочей домашней стряпней,
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Радонеж» открылсяВ Ярославле вчера открылся первый православный региональный кинофестиваль «Радонеж». Проходит он в рамках
  • Женская доля трудной порыВ минувший вторник в Ярославском художественном музее прошла встреча представителей законодательной и
  • «Культурная эволюция» СпиридоновыхНакануне Международного дня инвалидов я встретилась с семьёй ярославцев Спиридоновых – Людмилой Александровной