До настоящего времени сохранились поговорки, приписываемые восточным завоевателям. «Соколиная охота – сестра войны» – говорил Чингисхан. Батый якобы утверждал, что только охота с птицей может доставить высшее наслаждение мужчине. Уже в X веке н.э. летопись упоминает о князе Владимире, который
«... ястребов и соколов ловяшит», но серьезно русские князья пристрастились к «красной потехе» во времена Золотой Орды.
История знает только двух великих царей – великих сокольников. Громадны и величественны были охоты Чингисхана с участием сотен птиц, тысяч собак. Многие сотни птиц держали при Иване IV Грозном – даже дорожную подать с купцов брали голубями для соколов. Но не им было суждено войти в историю как царственным особам, являвшимся истинными мастерами соколиной охоты.
Первым из великих царей-сокольников был Фридрих II Гогенштауфен. Он оставил фундаментальное руководство по соколиной охоте с непревзойденными орнитологическими наблюдениями «De Arte venandi cum avibus» – «Искусство охоты с птицами» остается антологией, подлинной орнитологической энциклопедией, на которой воспитывались многие поколения сокольников.
Вторым великим царем-охотником был Алексей Михайлович Романов «Тишайший», отец Петра I. Алексей Михайлович правил как набожный педантичный носитель традиций, однако истинной страстью царя на протяжении всей его жизни оставалась «птичья потеха», которой он предавался, по свидетельствам современников, часто в ущерб государственным делам. Кроме специальных выездов, царь со свитой охотился и по пути на богомолье в Сергиев Посад, Коломну, Саввино-Сторожевский монастырь. В любимых местах он основал дорожные дворцы и загородные резиденции.
Будучи романтиком и обладая поэтическим даром, Алексей Михайлович создал свод уставов соколиной службы, представляющий собой с одной стороны набор формальных правил поведения сокольников, а с другой – лирическое художественное произведение, вошедшее в классику древнерусской литературы: «...красносмотрителен же и радостен высокого сокола лет. Зело потеха сия утишает сердца, веселит славныя птичья добыча...» Многократно цитируемый «Урядник сокольничьего пути» живет уже пятый век.
На Руси традиции соколиной охоты чтились издавна. Один из самых почитаемых святых – св. мученик Трифон, как правило, изображается на иконах с белым кречетом на руке. Немало и мест, хранящих в своих названиях память об исторических событиях, связанных с соколиной охотой.
В наши дни соколиная охота во всем мире переживает период возрождения. В связи с ее большей экологичностью по сравнению с ружейной охотой и несравнимо меньшим ущербом, наносимым природе, соколиная охота находит много сторонников в нашем индустриальном обществе. В Интернете немало сайтов (и их число постоянно растет), посвященных соколиной охоте. В России в настоящее время древние традиции продолжаются сокольниками-энтузиастами.
Недалеко от Московской кольцевой автодороги находится бывшая усадьба Трубецких – Знаменское-Садки. Свое название Знаменское она получила в честь деревянного храма Знамения, поставленного в 1687 году на землях прежнего хозяина – боярина Никиты Семеновича Урусова. На территории усадьбы в окружении столетних дубов и бархатных зеленых полян сейчас расположен НИИ охраны природы, а среди яблоневого сада усадьбы стоят вольеры с хищными птицами: соколами, орлами, ястребами и совами. В мае 1996 года здесь появились первые птенцы.
Русский соколиный центр – одно из подразделений института, а его важнейшими задачами являются возрождение русской соколиной охоты и разведение редких видов хищных птиц, таких как сокол-сапсан. Эта прекрасная, благородная птица имеет еще и второе название – русский сокол, но, к сожалению, несколько десятков лет назад она исчезла с большей части европейской территории России в результате бездумного применения таких химикатов, ядовитых для всего живого, как ДДТ. В настоящее время Русским соколиным центром успешно проводится программа реинтродукции сапсана – выпуска птиц в природу. В 1996 году на территории главного комплекса Московского государственного университета на одной из крыш был установлен выпускной ящик с семью птенцами сапсана. По специальной методике, без прямого контакта с человеком, птиц приучали к окружающей обстановке и на первых порах, пока они не смогли охотиться самостоятельно, подкармливали сотрудники соколиного центра. В дальнейшем молодые сапсаны освоили окружающую территорию и есть надежда, что они вернутся на знакомые места после зимовки в Африке. Среди других успехов центра – появление уже на первом году работы с птицами птенцов сокола-балобана и редчайший случай разведения двух птенцов белоголового орлана, который знаком большинству людей как символ Америки или по этикетке водки «Белый орел». Все эти программы и в будущем остаются приоритетными в работе питомника. В перспективе также планируется создание на базе Русского соколиного центра орнитологического парка и шоу с хищными птицами.
//По материалам электронных СМИ.