Неожиданным было уже то, что программа началась именно с иллюзионной мистерии. Казалось бы, наиболее интересное должно быть оставлено «на десерт». Но артисты предпочли открыть представление самой эмоциональной частью.
Происходившее на арене иногда вызывало оцепенение даже у взрослой аудитории. Особенно у тех, кто никогда не видел «разоблачительных» передач об иллюзионистах по телевидению. Девушек (почему-то экзекуции на манеже подвергается, как правило, прекрасная половина) складывали в кубик, протыкали мечами, отрезали им головы. Предварительно проткнув насквозь огромными шипами, сожгли одного из артистов. При этом все трюки были представлены в жанре современного авангардного танца.
Вся программа – не привычный нам цирковой коктейль из отдельных номеров, а несколько мини-спектаклей, связанных в единое целое.
Покорившие всех Илона и Руслан Садоевы показали совершенно авангардный номер, сколь невероятно сложный, столь же невероятно изящный. Жонглированием верхом на лошади уже мало кого удивишь, но артисты так преподнесли свой номер, что зрители то восторженно охали, то вскрикивали от изумления.
Семейная династия Садоевых хорошо известна ярославцам. Как и имя народного артиста Владимира Довейко. В начале 90-х под его руковод-ством был поставлен аттракцион «Русские качели». Артистов, участвовавших в нем, иностранная пресса называла «русскими самоубийцами»: трюки, исполняемые ими, были предельно рискованными. Но Довейко не из тех, кто всю жизнь выступает с одним номером, ему это просто неинтересно.
С главным творцом всего происходящего в эти дни в Ярославском цирке нам удалось побеседовать.
– Вы утверждаете, что ваша цель – цирк нового направления. Что это значит?
– Цирк меняется в сторону авангардного эстетического движения, ассоциативный ряд усложняется. Он больше сейчас довлеет к балетному искусству. Мы хотим вернуть зрителей в цирк, показать им то, что они не привыкли видеть. Наша работа – абсолютный эксклюзив, такого нет даже в Лас-Вегасе!
– Копперфилда иногда называют вашим «крестным отцом»... Вы с ним встречались?
– Да, я специально ездил в Штутгарт, изучал его трюки, встречался и с ним лично. Дэвид, кстати, рассказал, что у него желание заниматься большой иллюзией (а не манипуляцией) появилось, когда в 1967м он увидел выступление в Лос-Анджелесе нашего знаменитого Игоря Кио. Но я всего лишь взял за основу некоторые трюки Копперфилда, потом пришлось адаптировать их к манежу. Готовились они все в Германии.
– А у вас есть трюки, которых нет даже у Копперфилда?
– Все иллюзионные трюки уже давно были придуманы. Автор почти всех этих мистификаций – Гарри Гудини. Сейчас задача не что показать, а как показать. Главное – сделать так, чтобы зрителю было интересно.
– Скажите, заниматься иллюзией опасно?
– Трюки, конечно, достаточно сложные. Во время репетиций артисты часто получали синяки и удары. В танцах много акробатических элементов. Их нужно выполнять очень профессионально. Вообще же любое неправильное исполнение иллюзионного трюка ведет к травме.