В кабинете был аншлаг. Торжественную преамбулу к пресс-конференции маэстро назвал обращением к общественности. Говорил он «об очевидных успехах» своего оркестра, о его «доминирующей роли в Ярославской области». Напомнил о его особом статусе губернаторского. Продекламировал некоторые пункты положения о нем. О том, к примеру, что бюджет оркестра в дотациях выделен отдельной строкой, а поскольку при 36 программах госзаказа ЯАГСО исполняет 55 – 60 концертов в год, в филармонии выделен второй банковский счет для обслуживания оркестра.
Не давая слушателям заскучать, музыкант напомнил о своей давней дискуссии с властями: он убежден в том, что Ярославской филармонии как таковой... нет, это «фантом, представляющий собой пару дворников, несколько вахтеров, две-три уборщицы, пять-шесть бухгалтеров и директоров», чью работу можно обозначить сложносокращенным словом «СБД», означающим «Симуляция Бурной Деятельности».
Тут же выяснилось, что сама-то интрига оказалась на редкость безыскусной. Новый директор Леонид Фрадкин полгода назад принял филармонию с долгами, накопленными предыдущим директором (а это ни много ни мало около миллиона рублей). Долги же, как известно, полагается отдавать. В августе директор сделал руководителю оркестра предложение: отдавать со всех доходов ЯАГСО 40 процентов на погашение этих филармонических долгов.
Аннамамедов ответил категорическим отказом с одним-единственным доводом: среди долгов филармонии нет долгов оркестра, а его успехи не есть заслуга филармонии. Занимает он, дескать, только пять вечеров в месяц, остальные двадцать пять филармония может и должна использовать для заработков, что делает она пока что из рук вон плохо.
В октябре оркестр получил сводку о своих доходах и расходах. Вместо 80 тыс. рублей, заработанных на фестивале «Преображение», в ведомости значились 42 тысячи с небольшим. Было бы наивно полагать, что дело только в этих сорока тысячах рублей, заработанных ЯАГСО, но изъятых на законных основаниях распорядителем кредитов, к тому же для целей, понятных каждому в этих стенах, – для поддержания на плаву корабля, на борту которого находятся и сами оркестранты.
Понятно, их руководитель не хочет нежелательного финансового прецедента. Но, думается, есть здесь и куда более тонкая подоплека. Многолетний лидер оркестра опасается посягательства на собственный авторитет, добытый, кто спорит, в трудах праведных.
Нетрудно предположить, что именно по такой причине на встречу с журналистами не был приглашен сам директор филармонии. В отличие от своего визави директор не стал о нем говорить ни хорошего, ни плохого. Позднее в беседе с корреспондентом он сказал, что «готов договариваться».
О возможных последствиях демарша главного дирижера Леонид Михайлович высказался в том плане, что на пользу это не пойдет, и прежде всего самому оркестру. Вскользь заметил, что для него, Леонида Фрадкина, «вы же понимаете, работа в Москве всегда найдется».
Насчет дурных последствий как с директором не согласиться. Есть печальный пример Ярославского ТЮЗа. После аналогичной истории, когда в стенах театра безоглядно делили власть, он потерял талантливого режиссера Александра Кузина. В подобных «граждан-ских войнах» победителей не бывает.