Протестировано было 770 человек, как просто приезжих, так и профессионалов бизнеса, что позволило нарисовать собирательный портрет туриста, посетившего Ярославль.
Большинство узнали о существовании основных туристических центров Ярослав-ской области – Угличе, Ростове, Переславле-Залесском, Мышкине и собственно Ярославле – от друзей и знакомых. Самыми неугомонными из россиян, охочих к перемене мест, оказались столичные гости: 55 процентов от всего российского туристического потока составили именно москвичи. Глубинка – Углич и Мышкин – им приглянулась особенно: число гостей златоглавой здесь превысило 80-процентный барьер. На втором месте по популярности Ярославская область находится у жителей северной столицы – Санкт-Петербурга.
Человек путешествующий, как правило, человек компанейский. Лишь 16,3 процента прибыли осматривать наши достопримечательности в гордом одиночестве, остальные не поленились прихватить с собой и дедку, и бабку, и внучку (опрос среди жучек и кошек не проводился). А чего не прихватить, если место в машине есть? От 10 до 22 процентов предпочитают путешествовать на колесах. Вот только интересно, что они думают по поводу ярославских дорог? Мы-то – люди свои, привычные, притерпевшиеся, можно сказать. А вот каково после московских автобанов по нашим трассам? Из того же отчета социологов узнаем, что дорогами туристы крайне недовольны, отмечают и то, что в городе «грязно, много мусора».
Ярославль и его окрестности оставляют весьма контрастные впечатления – от «красивого и аккуратного» до «неблагоустроенного и неразвитого с точки зрения инфраструктуры».
«Практически всем туристам нравятся храмы и музеи», – ответственно заявляют социологи. С этим утверждением можно поспорить. Потому как не раз и не два доводилось мне слышать от профессионалов турбизнеса совсем обратное. Так, к примеру, Людмила Андреева, директор угличской туристической фирмы «Велес», сказала, что большей популярностью пользуется «не парадный, ожидаемый образ древнего русского города – церкви, музеи, старина, а как бы его внутренняя сущность, «портрет» россиянина в национальном интерьере». С мнением коллеги согласна и директор бюро путешествий и экскурсий Светлана Даниленко, которая отметила, что, посмотрев на кресты и купола, почти все приезжие спрашивают: «А что у вас есть еще? Подобное мы уже в других городах видели». В этом контексте, как это ни покажется странным, огромной популярностью, даже среди москвичей, пользуются экскурсии в... «Арену-2000»: боулинг, обед в ресторане и, между делом, посещение выставок.
И еще одна картинка с натуры на эту же тему. Галерея художественной эмали «Хорс» расположена прямо на берегу озера Неро, что в Ростове. В этой же галерее (вход туда, к слову, свободный) есть отдел русского быта. Осмотрев Ростовский кремль, туристы по проторенной дорожке отправляются наслаждаться видом озера. Путь их лежит через парк с английскими газонами и альпийскими горками (что неизменно вызывает восхищение), примыкающий к галерее. Но крайне редко кому придет в голову заглянуть в музей. На днях, будучи по делам в Ростове, наблюдала, как группа нем-цев прогалопировала к озеру, запечатлела себя на его фоне и точно такими же стройными рядами потянулась обратно. Лишь один из двух десятков остановился около галереи. «Что у вас здесь? – спросил он меня через переводчицу. – Ложки-матрешки? Давайте книгу отзывов, напишу, что все понравилось». А зайти, посмотреть самому – зачем? Ибо то же самое он увидит и в Переславле, и в Угличе, и в Ярославле.
Но, что ни говори, деньги турист в Ярославской области тратит изрядные. В пересчете на одного человека цифра выглядит не очень впечатляюще: 40 – 60 долларов оставляет в области россиянин и около 100 долларов – иностранец. Но общая сумма за год! По самым осторожным оценкам (с учетом инфляции и прочего), за 2003 год областной кошелек пополнился более чем на 600 млн. рублей. По предварительным итогам года текущего эта цифра возрастет еще на 20 процентов. И самое интересное – она значительно превышает объем услуг гостинично-туристической отрасли области. То есть едут туристы в основном через нас проездом.