Каково же будущее русского музея в свете последних «питерских событий»? Ответы на эти вопросы, похоже, не знает никто, даже руководители Министерства культуры. Вот и у представителей двух центральных музеев Ярославля на сей счет нет единого мнения.
С заместителем директора Ярославского художественного музея Любовью Леонидовной Юровой удалось побеседовать лишь по телефону. Дать комментарии по поводу последних событий в Эрмитаже она не захотела, сославшись на некорректную работу тележурналистов.
– Совсем недавно в эфире Первого канала прошел сюжет об Эрмитаже, где промелькнули кадры, снятые в нашем музее. Зачем надо было наводить тень на плетень, я, честно говоря, не очень понимаю. Вижу здесь непрофессионализм местных СМИ, «сливших» москвичам непроверенную информацию, – категорично заявила Любовь Леонидовна.
Более контактной оказалась заместитель директора Ярославского историкоархитектурного и художественного музеязаповедника Светлана Евгеньевна Блажевская. Она выразила крайнее возмущение ситуацией вокруг одного из крупнейших музеев страны.
– Такого просто не должно было случиться. В Эрмитаже постоянно ведутся всевозможные проверки основного фонда. Тем более строгой отчетности подлежат изделия из драгметаллов. А уж информацию о том, что в краже замешан музейный работник с тридцатилетним стажем, вообще считаю выходящей из ряда вон. Вынести больше двухсот музейных экспонатов на сумму в сто тридцать миллионов рублей не так уж и просто. Тут либо Эрмитаж стал проходным двором, либо его сотрудников поставили в такие условия. Одним словом, есть, над чем задуматься всему музейному сообществу России, – поделилась своим мнением Светлана Евгеньевна.
А вот в добросовестности своих хранителей музея Светлана Евгеньевна уверена на все сто. В охране и системе сигнализации тоже. К предложению Михаила Швыдкого создать единый электронный каталог музейных ценностей у нее двоякое отношение. С одной стороны это нововведение сделает политику музеев более открытой, но с другой – послужит богатой пищей для размышления и преступникам, жаждущим легкой поживы.
– Главной проблемой всех российских музеев на сегодняшний день является крайне неудовлетворительное финансирование. Отсюда и кражи, и нехватка квалифицированных сотрудников. Ведь энтузиазм музейных старожилов не безграничен, а молодых не затащишь на работу с зарплатой в полторы тысячи рублей. Посмотрите, кто спасал усадьбу Тютчева в Муранове, и все сразу встанет на свои места, – добавила Светлана Евгеньевна.
Действительно, возникает вопрос: у кого искать поддержку русским музеям, брошенным на произвол судьбы по причине халатности и наплевательского отношения к ним со стороны государства? Не хочется говорить избитыми фразами, но ведь у нас все время так – сначала гром, и только потом крестное знамение. А музеи «ветшают». Одни из них, как музейквартира борисоглебского поэта Константина Васильева, коммерчески невыгодны. Другие, как тот же музейзаповедник в Ярославле, требуют глобальной реставрации. Отношение к памятникам истории и культуры можно считать барометром духовного здоровья общества. Жаль, что последнее время он все чаще дает сбои.