понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 27 октября 2004

Достояние республики снова под угрозой

Три дня в Ярославле заседал расширенный президиум созданного в 2001 году Союза музеев России. Сорок их директоров со всей страны знакомились с нашим опытом сохранения и показа наследия, под занавес воскресным днем в Карабихе обсудили увиденное. На встречах гостей с журналистами и общественностью, на профессиональных дискуссиях было жарко.

 

Интрига закрутилась вокруг некоторых опасных для музеев странностей, что, по общему мнению членов президиума, наметились в ходе нынешней административной реформы.

На вопросы «Северного края» ответил президент Союза музеев, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

– Михаил Борисович, чем же административная реформа опасна для музеев?

– Внешне все выглядит благопристойно. Речь идет о скрытых опасностях, видимо, никем не просчитанных. Вопросы в думском комитете по культуре решались келейно, без совета с музеями. Со следующего года собственность областных и муниципальных музеев будет безвозмездно передана в регионы и города. Нам говорят: владейте, пользуйтесь, зарабатывайте. Но бюджетное обеспечение на сумму этих заработков мы вам сократим. И вообще, возьмем ваши деньги под жесткий контроль через казначейства и попечительские советы. А из федерального бюджета платить вам будем только за самые перспективные проекты по целевым программам, то есть за некие «культурные услуги». Если уж объяснять, что происходит, совсем популярно, слегка утрируя тему, то это как армию сняли бы с довольствия и приказали бы ей: воюйте, братцы, берите трофеи, а потом на них и живите.

– Действительно, какие «трофеи» могут быть, например, у музея где-нибудь в заволжской Чухломе, вдали от туристических маршрутов, где главный посетитель – школьник, и тот ходит бесплатно, а взрослые навещают музей по большим праздникам.

– Музеи костромской глубинки едва сводят концы с концами и находятся под угрозой закрытия. Их отчаянное положение мы как раз и обсуждали на президиуме. Местные власти брать филиалы областного музея-заповедника не хотят даже с бюджетным обеспечением. Хотя, возможно, тут для них единственный путь к спасению. По итогам ярославских дискуссий готовим обобщающее письмо; аналогичное положение и в других областях.

– Недавно Эрмитаж повысил цену на входные билеты до ста рублей, чем вызвал шум в прессе, упреки: дескать, сокровищница мирового искусства становится доступной лишь для элитной публики. Как вы отвечаете на такую критику?

– Отвечаю жестко. По мне, если человек не может найти сотню на Эрмитаж, то, простите за грубое слово, пусть он лучше пьет пиво в ларьке за углом. У нас два с половиной миллиона зрителей в год, и половина из них вообще ходит бесплатно – пенсионеры, школьники, студенты. Такова наша политика.

– Из чего складывается смета главного музея страны?

– Шестьдесят процентов дает государство, сорок – внебюджетные средства, то есть наши заработки и деньги благотворителей.

– Это нормальный расклад?

– Лучше бы 75 на 25 или 80 на 20, так надежнее.

– Эрмитаж, мы видим, мощно развивается. Под проект «Большой Эрмитаж» готовится здание Главного штаба на Дворцовой площади. Если не секрет, реставрировали его за чей счет?

– На спонсорские средства. Или скажу иначе: приносит плоды авторитет нашего музея. Друзей у нас много по всему белу свету. Есть всемирный клуб петербуржцев. Он так уважает Эрмитаж, что меня выбрали президентом этого клуба.

– Можно из первых уст что-то узнать о проекте «Эрмитаж – Гуггенхайм»?

– По договору между Министерством культуры, Эрмитажем и фондом Соломона Гуггенхайма делаем отдел искусства ХХ века. Это комнат сорок бывшего Главного штаба. Выставки будут приезжать из музеев Гуггенхайма – в обмен на открытие в Нью-Йорке галереи с показом классики из наших фондов. Наш совместный с американцами заработок пойдет на рекон-струкцию Эрмитажа.

– А на что еще денег вашему музею не хватает?

– Да хотя бы на зарплату сотрудникам. Заработки и у нас смешные, неправильные, постыдные. Мы никакого продукта не создаем, а так называемые услуги населению – лишь малая доля наших забот. Сохраняем наследие, показываем его так, чтобы воспитывало, и прежде всего молодежь. Мы тоже отвечаем за национальную безопасность, не внешнюю, а внутреннюю, душ людских. Хорошо сказал директор Ярославского областного департамента культуры и туризма Юрий Иванов: в музеях служат не бюджетники, а государевы люди. При всей логичности самого курса реформы власти такой акцент в ней пока что слабо просматривается. Скрытые последствия с экспертами Союза музеев никто не обсуждал, а за нами, напомню, без малого четыреста музеев из семидесяти регионов страны.

– По одной из версий, прозвучавших на ярослав-ских дискуссиях, музеи ожидает печальная участь банкротов, с неизбежным разделением коллекций на части, передачей помещений третьим лицам. По словам директора Политехнического музея Гургена Григоряна, «на палубе еще танцуют, а в трюме уже образовалась течь». Как не допустить корабле-крушения?

– Мы в Союзе музеев, если честно, эту «течь» проморгали. Много времени потеряно. Но надо наверстывать. Готовы предложить Госдуме и Министерству культуры конструктивную схему, намеченную вместе с юристами.

//Беседовал Юлиан НАДЕЖДИН.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают