Медицинский аспект данного проекта мы оставим за рамками этого повествования, предоставив разбираться в нюансах нормы и отклонений от нее специалистам. А вот художественная сторона симпозиума заслуживает явного внимания. Практически одновременно, 20 и 21 мая, два городских зала современного искусства - "Арс-форум" и "АллеЯ" - презентуют вернисажи: "Французский салат" и персональную выставку Екатерины Скворцовой "Жар-птицы". "Французский салат" - выставка, одновременно представляющая две коллекции современного искусства. Рецепт салата достаточно прост: компоненты art-brut (фр. "сырое, незрелое, дикое"), приправленные данью уважения к французским исследователям творчества маргиналов. Здесь можно наблюдать работы из французского Музея свободного творчества и ярославского собрания "ИНЫЕ". Аутсайдеры захватили "Арс-форум" практически от подвалов до чердака. Все три выставочных павильона, включая знаменитую "Фотолестницу", отданы их творчеству. На последней представлен автофотопортрет самого популярного ярославского "иного" - Александра Лобанова, весной этого года скончавшегося в афонинской психиатрической больнице. Автор до конца был верен военной теме, и растиражированное до дюжины его изображение представляет практически все рода войск современной армии. Тема оружия прослеживается и в скульптуре. Немецкий маргинал Андрей Робийяр зациклен на теме пулеметов, и надо признаться, они у него выходят достаточно живописно. Донкихотами назвал их Владимир Гаврилов, руководитель арт-проекта "ИНЫЕ", вице-президент SIPE (Международного общества психопатологии экспрессии и арт-терапии): "Они вооружены, но не опасны". Приходи, любуйся, негодуй или сопереживай - все зависит от толерантности зрительского восприятия. Именно к эстетической терпимости призывают организаторы выставки. Она, безусловно, неоднозначна. Слишком сложный для усредненного сознания внутренний мир художников выплескивается на полотна. Это и ночные кошмары, и невидимые собеседники, и маниакально повторяющиеся сочетания маловразумительных фигур. Но вот что гарантировано на данном вернисаже - так это отсутствие скуки. В этом же ключе выдержана и персональная выставка Екатерины Скворцовой "Жар-птицы". Она родом из Ярославля, ранее никогда не пыталась рисовать. И вдруг... в 1992 году стала слышать из космоса "голоса ВВР" (Вселенского Высшего Разума). Он же и "Создатель", и "Асроод", сообщил, что "дочери Катюше" уготована особая миссия пророка: указать землянам на необходимость задуматься о будущем. Екатерина заперлась дома и начала расписывать альбомы, куски клеенки, картонные упаковки - все, что попадалось под руку, - криптограммами своего диалога с Высшим Разумом. Графика и тексты нужны ей лишь как "доказательство существования космической связи". Со временем ее работы становятся все более экспрессивными, перегруженными символическими образами. Нередко на обороте изображаются силуэт кричащего скворца и предостережения неверующим. "Катюша" не считает себя художником: "Я только контактер, приемник". После шестилетнего заточения она вновь стала выходить из дома, охотно позирует на фоне собственных рисунков. Маргинальное творчество было всегда, собственно, как и представители мира аутсайдеров. Другое дело, что оно долгое время находилось в пространстве забвения. Сейчас это искусство завоевывает новые пространства, и уже недиагностируемые (иными словами, нормальные) художники-профессионалы подсознательно ли, осознанно ли пытаются писать в этом стиле. Возник даже термин - "третья культура". А это значит, что маргинальное творчество разворачивается в полный рост, символизируя собой время становления нового стиля. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.