пятница 17

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 09 января 2003

Легче воздуха

У Куприна есть рассказ «Ольга Сур» – услышанная от старого клоуна Танти-Джеретти подлинная история артиста из униформы, талантливого, но безвестного прыгуна, безнадежно влюбленного в дочь грозного и всесильного хозяина цирка, мировую знаменитость Ольгу Сур. Рискнул-таки тот отчаянный парень просить у папаши Сура руки и сердца мадемуазель Ольги. Кара за дерзость была быстрой и жестокой. «Нищего конюха» просто выбросили из труппы.

автор Юлиан НАДЕЖДИН.

 

Усевшись в пустом утреннем зрительном зале, мы с народным артистом России Глебом Лапиадо, руководителем номера «Донские казаки» из новой программы Ярославского цирка, вспомнили классику неспроста. Героине Куприна не суждено было прожить и сорока лет, но, окажись ее судьба счастливей, наш визави мог бы стать... ее сыном. В жизни Ольга Сур была первой женой его отца, циркового атлета и дрессировщика лошадей Александра Васильевича Королева, взявшего почти купринский псевдоним Лапиадо. Почему «почти»? У Куприна несчастный соискатель руки примадонны по ее ободряющему совету исчезает из города, а через год возвращается в цирк Сура с потрясшим всю Европу номером «Легче воздуха». Мы не о том, как сообразуется с законами Ньютона описанный в рассказе прыжок гимнаста с утяжелением в виде двух, отнюдь не бутафорских гирь и его чудесное птичье воспарение над манежем в момент, когда он эти гири выпускает из рук. Как бы там ни было, а зрители не сумели оценить отчаянного вызова силам земного притяжения, хозяин расторг контракт, гастролер уехал, теперь уже навсегда. Ольга вышла замуж за некоего Лапиади. По Куприну, сей господин звезд с неба не хватал, был «просто греческим арапом, наводившим марафет». Отец Глеба Александровича держал конюшни, был постановщиком грандиозной пантомимы «Тысяча и одна ночь», воспитал много учеников-наездников. В тридцать пятом году он еще вовсе не старым умер прямо на манеже от разрыва сердца, успев породниться по второй жене, матери Глеба, с семьей премьер-жокея русского манежа Василия Соболевского. Так что можно считать, Лапиадо-младший – жокей прирожденный, это и про него сказано: «Легче воздуха». В первое послевоенное лето в Ленинграде появился такой рекламный аншлаг многожанровой труппы «Океанос»: «Рекордный прыжок Виталия Лазаренко через восемь лошадей исполняет Глеб Лапиадо». Каково же было читать такое самому Глебу, если он прыгал всего через семь, на одну лошадь уступая прославленному «шуту его величества народа». Удивленный Глеб пришел к руководителю номера Леониду Ольховикову уточнить, не опечатка ли в афише. Оказывается, никакой опечатки. «Где семь, там и восемь», – как ни в чем не бывало балагурил тот, похлопывая по плечу двадцатилетнего прыгуна. Дескать, надо же тебе, милый друг, расти творчески. Пришлось прыгать. Перемахнул через восемь, как через семь, испытав знакомое, вроде полета во сне, чувство отрыва от земли. Как-то дед вслух проговорился про любимого внука: «Кураж-то соболевский». Когда в своей конно-акробатической студии Василий Трофимович выпустил ансамбль «Соболевские» с полным набором классических жокейских трюков, включая финальный «курс» в два шага – серию скачков с манежа на идущую галопом лошадь, – соперников на роль первого солиста у его любимого внука Глеба не нашлось. Подстать ему оказалась и жена Тамара Рокотова. «Курс» начала она прыгать раньше других женщин-наездниц, а парный номер «Па-де-де» на двух лошадях, где Тамара, сохраняя бесподобный кураж, делала стойку на одной руке на голове мужа, был, наверное, от себя скажу, одним из самых красивых в конном цирке. Еще до второй мировой войны Василий Соболевский, чья родина – столица Земли войска Донского Новочеркасск, сделал в Ленинграде казачий номер. Во всей красе показал приемочной комиссии сумасшедшую скачку со стойками, висами, обрывами наездников под копыта, блеском сабельной стали. Но до премьеры довести замысел не удалось. Не иначе как припомнили жокею Соболевскому то ли славное его премьерство при царе, то ли чересчур долгую десятилетнюю европейскую гастроль уже во времена советские, то ли все вместе взятое. Один чинуша из главка на обсуждении указал его казакам их место в истории советского цирка таким резюме: – Уберите с глаз долой этих белогвардейцев. Теперь внук выполнил долг перед дедом. Недавно выпустил в память о нем номер «Донские казаки». В этой круговерти не уступают сильному полу дочь Глеба Александровича Галина и внучка Анна. А сам он в казачьем парадном мундире выходит в центр манежа. На публике, по-дедовски помолодев, мертвой хваткой держит темп с верным наследственным хлыстом-шамбарьером в руке. На снимке: на манеже Ярославского цирка – «Донские казаки» под руководством Глеба ЛАПИАДО.

Читайте также
  • 21.02.2013 Сайт ежедневной газеты "Северный край" будет работать в режиме электронного архиваУважаемые читатели! Настоящий сайт ежедневной газеты "Северный край" в дальнейшем будет работать в режиме электронного архива номеров газеты за период
  • 03.06.2006 «Алле-ап», или Кое-что о рекордахЧистокровный белый араб Нептун из номера «Конное табло» Виктора Евтехова (на снимке) старательно позировал фотографу. Он вальсировал и вставал на дыбы,
  • 10.08.2005 Приглашаем в цирк Весь август на манеже Ярославского цирка – медведи, обезьянки, собачки и даже верблюды. Именитые дрессировщики в новой программе «Под парусами» представят
  • 22.03.2005 Коней спасли от бойни, но не от бюрократа Дрессировщик-сибиряк Сергей Герасимов подал в суд на дирекцию Российской цирковой компании по поводу незаконного увольнения своей супруги и партнерши по номеру.
  • 17.12.2004 Из Парижа и Токио в Ярославль Яркие костюмы, в основном – в восточном стиле, рискованные трюки, уникальные артисты – молодые и очень красивые. В ярославском цирке 10 декабря началась новая программа.
  • 15.05.2002 Рожденные в опилках Так говорят о детях потомственных циркачей – продолжателях традиций цирковых династий. Без династий это искусство существовать не может. Вся история цирка – история его династий.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают