У просторной глади Плещеева озера, едва не опрокидываясь в синь его, высятся стены, храмы, башни и палаты, некогда принадлежащие давно упразд-ненному Успенскому монастырю. Из города и с озера кажется, что стоящие на краю возвышенности сооружения воздвигнуты на горе, на горице. Отсюда и название монастыря – Успенский, что на горице. С годами распространенное церковное название – Успенский – и вовсе стерлось, утвердившись в народной памяти Горицким монастырем.
Судьба Гориц полна превратностей, взлетов и падений. Основанный в начале XIV столетия при Иване Калите, в конце того же века он был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша; при содействии великой княгини Евдокии, жены Дмитрия Донского, восстановлен. Великие князья и цари благоволили монастырю. Недаром в крестные отцы будущего Ивана Грозного Василием III был приглашен инок Даниил из Успенского монастыря. В середине XVIII века именно в стенах Горицкой обители была образована епархия, объединившая более 600 церквей и 25 монастырей. Однако «восхождение по служебной лестнице» не пошло на пользу архитектуре монастыря.
Многие строения – трехглавый храм, звонница и другие – были разрушены в угоду изменившимся вкусам века. Особенно усердствовал в уничтожении древних строений епископ Серапион, о котором после его отъезда из Переславля было доложено, что «он, Серапион, только все ломал, а ничего доброго... вновь не построил». Ныне о разрушенных строениях сохранились лишь упоминания в старых монастырских описях. А с упразд-нением в 1788 году епархии монастырь и вовсе приходит в упадок: часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавлов-ской крепости, богатую ризницу отправляют в Москву. В опустевших помещениях, по словам очевидца, «вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел». Историки и архитекторы позапрошлого века печалились: «время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства».
Но печальным прогнозам, к счастью, не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях Успенского монастыря был открыт краеведческий музей – один из первых музеев, созданных в молодом советском государстве. Тогда же и началась кропотливая, бесконечно важная работа по обследованию опустевших после революции дворянских усадеб, закрывающихся монастырей и церквей, из которых были вывезены в фонды музея представляющие историческую и художественную ценность документы, вещи, произведения искусства. В этой связи нельзя не вспомнить с благодарно-стью имена тех, кто в трудные годы гражданской войны и хозяйственной разрухи сделал так много для сохранения культурного наследия: Михаил Иванович Смирнов, выдающийся краевед, первый директор музея; академик жи-вописи Дмитрий Николаевич Кардовский, принявший активное участие в создании художественного отдела музея; Сергей Сергеевич Геммельман, видный знаток и собиратель коллекций насекомых.
Ныне Переславль-Залесский историко-архитектурный музей-заповедник переживает те же взлеты и падения – с поправкой на сегодняшнюю экономическую ситуацию. Взлеты касаются экспозиционной деятельности, планов и проектов, коих у музеологов – громадье. Падения – финансового обеспечения этих планов. В недавнем прошлом мэрия города отказалась от финансирования музея, спихнув сей «балласт» со своих плеч и переподчинив его департаменту культуры Ярославской области.
Беды не заставили себя ждать: и электричество в музее отключали, и с охраны ценнейший памятник сняли, и «наводнение» из-за еле дышащих на ладан коммуникаций музеологи пережили. В том наводнении пострадало около 7000 экземпляров книг, среди которых были настоящие раритеты. Три месяца все сотрудники музея доблестно сражались с постигшим их несчастьем, спасая «подмоченную репутацию» редчайших фолиантов – каждую страничку перекладывали папиросной бумагой. О реставрационных работах и хронически требующихся ремонтах и говорить не приходится.
– На все нужды от реставрации до коммуналки зарабатываем только на туристах, – делится наболевшим заместитель директора Светлана Голубовская. – В прошлом году нас посетило 162 тысячи человек, а за первый квартал этого года – 20 тысяч. Случается, по 20 групп в день обслуживаем.
Хорошо хоть спонсоры не по- кидают музей, помогают с экспонированием и своих выставок – а их, постоянно действующих, две: рассказывающие о фабрике «Новый мир» и экспозиционно-художественная программа от фирмы «Кодак» и с реали-зацией других музейных проектов. Но на все спонсорских денег не хватает. Хотели музеологи к дню рождения музея открыть новую выставку «Переславль – прошлое столетие», повествующую о том, каким был родной город столетие назад, как в нем жили люди, о чем мечтали... Но, увы, запрашиваемой суммы в 250 тысяч рублей у города не нашлось. Проект так и остался на бумаге.
А вот другой проект – создание визит-центра – удалось реализовать при поддержке фонда Сороса. Сотрудниками музея разработана уникальная компьютерная программа, воспользовавшись которой любой посетитель музея сможет не только познакомиться с достопримечательностями Переславля, но и выбрать наиболее интересующий его туристский маршрут по области. Как добраться, где поселиться, что посмотреть, во сколько это удовольствие обойдется – обо всем этом расскажет компьютер. А вдобавок ко всему для юных туристов можно приобрести красочную настольную игру-буклет «Путешествие по волшебной стране Ярославии», ответив на вопросы которой можно принять участие в конкурсе и выиграть очень симпатичные призы.
Сегодня музею хронически не хватает выставочных площадей – хорошо, если сотая часть экспонатов доступна для обозрения. Картинная галерея имени Дмитрия Кардовского скорее напоминает кляссер с марками – так кучно, тесня друг друга, развешены здесь в крохотных зальчиках полотна. А между тем это подлинные шедевры кисти И. Шишкина, В. Поленова, В. и К. Маковских, А. Бенуа.
В таких же «общежитских хоромах» ютятся и раритеты древнерусской живописи и скульптуры. А ведь здесь собрана уникальная коллекция иконописи, датированная XV – XVII веками: икона Петра и Павла из Покровской церкви Переславля, подписная икона «Семь таинств», написанная переславским иконописцем Стефаном Казариновым, резные царские врата из церкви, что стояла в Рыбной слободе на берегу Плещеева озера. Примечательно, что эти врата, показанные в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, получили диплом и золотую медаль. А знаменитая забавная раскрашенная фигурка мужичка, датированная XVII веком, наверное, объездила весь мир. Ныне, к сожалению, она невыездная, «боимся, что рассыплется», – говорят сотрудники музея.
Есть, есть чему подивиться в стенах музея-заповедника: хоругви, вышитые, как гласит предание, первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной, огромное печатное Евангелие 1689 года и богатый серебряный оклад московской чеканки – вклады князя И. П. Барятинского в Данилов монастырь, кадило 1691 года – дар Петра I и его брата Ивана в Федоровский монастырь... Да разве все перечислишь!
Однако раритеты эти привлекают внимание не только туристов. Ныне действующие монастыри – а их в Переславле четыре – пытаются вернуть церковную утварь в свои стены, напрочь забыв о том, что именно «мирские» музеологи сохранили эти экспонаты в прекрасном состоянии до наших дней. Но и церковнослужители – не единственные претенденты на экспонаты музея. Градоначальство, к примеру, «положило глаз» на памятник Юрию Долгорукому (скульптор Орлов) и мечтает, изъяв фондовый экспонат из парка музея, установить его в центре города, на Народной площади. Странная, право слово, складывается ситуация, особенно если учесть, что помогать музею ни церковнослужители, ни градоначальство не спешат.