С 1990 года директором Ярославского цирка работает Станислав Геннадьевич Трахтенберг – представитель славной семьи цирковых артистов Боско-Трахтенберг. Ее родоначальником стал иллюзионист Михаил Павлович Трахтенберг (1873 – 1943), выступавший под псевдонимом Боско. Его сын Геннадий Михайлович (1917 – 1999) работал жонглером на лошади, руководил аттракционом «По щучьему веленью». В разные годы под его руководством было создано шесть цирков-шапито, с 1971 года и до последних дней он был директором Кисловодского цирка. В начале 90-х ему было присвоено звание почетного гражданина города Кисловодска. Жена Геннадия Михайловича Таисия Михайловна Максименко работала жонглером-антиподистом, дрессировала медведей.
Вполне естественно, что для Станислава Геннадьевича цирк тоже стал делом всей жизни. Дети, с пеленок знакомые с ареной, день изо дня наблюдающие, как их родители, братья и сестры репетируют и выступают на манеже, очевидно, обречены продолжать семейные традиции. Они играют в артистов, примеряют костюмы, используют реквизит взрослых. И конечно, подражают родителям. Чтобы отлучить циркового ребенка от арены, надо уж слишком сильно постараться.
Станислав Трахтенберг начинал как соло-жонглер, затем руководил семейным номером «Жонглеры Боско». В этой группе выступали также его сестры Инесса и Надежда, племянник Роман. Позднее С. Г. Трахтенберг был инспектором манежа, руководил передвижным цирком «Янтарь», музыкальным аттракционом – джаз артистов-лилипутов. И вот уже 12 лет он директор Ярослав-ского цирка.
Его жена Наталья Николаевна Фатеева – представительница знаменитой династии Фабри. Еще в 1849 году в первом стационарном цирке Чинизелли в Санкт-Петербурге выступал родоначальник этой фамилии Наполеон Фабри. От него и пошла эта разветвленная семья артистов. Н. Н. Фатеева работала жонглером на лошади, потом – соло-жонглером, а также в номере «Жонглеры Боско».
В цирке выросли и самые молодые представители династии – дочери Станислава Геннадьевича и Натальи Николаевны сестры-близняшки Екатерина и Елизавета. Катя и ее младшая (на несколько минут) сестра Лиза родились, как и все нормальные цирковые дети, во время гастролей их родителей. Тогда те выступали в Калининграде. Ну а их собственный первый выход на арену состоялся, когда близняшкам было четыре с половиной года. Девочки, конечно же, очень нервничали, ведь нужно было понравиться такому большому числу зрителей. И публика оценила их дебют аплодисментами. А в шесть лет у сестер, как у взрослых, появились уже трудовые книжки.
Сейчас работу в цирке и учебу в выпускном классе ярославской школы № 84 совмещать им нелегко. Катя и Лиза выступают вместе в номере «Акробаты-жонглеры», где лидером считается Лиза. А в номере «Игра с хулахупами» ведущую роль играет уже Катя: в конце выступления она работает сразу с 30 обручами.
– Весь блеск номера, – объясняет Катя, – только на манеже, публика видит лишь его. Но за изяществом и легкостью – тяжелый труд, который для зрителей неинтересен...
За 11 лет трудовой практики сестры с труппой объездили столь много городов России, что затрудняются даже перечислить все. А из зарубежных поездок самое яркое впечатление осталось у них от гастролей в Израиле и Болгарии. Но «звездной» болезни, случающейся у иных юных артистов, у близняшек нет. У них есть только гордость за то, что они смогли уже чего-то добиться, продолжая семейные традиции.
Любое представление на отечественных цирковых площадках начинается с выходного марша Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк». Музыка сопровождает все номера, подбирается для каждого из них.
– Музыка дает артисту вдохновение, необходимый кураж, придает уверенности в себе, – считает С. Г. Трахтенберг.
Еще бы! Тот же номер с хулахупами сопровождается у Кати такой энергичной музыкой, что кажется, ее звуки физически помогают юной артистке справиться с трюком.
Есть и еще одна особенность в жизни цирковых – это... приметы. Они, как и в каждом деле, возникают вроде бы сами по себе, но потом становятся неотъемлемой частью профессии, без которой представить ее себе невозможно. Артисты вообще народ суеверный, а в цирке, где люди нередко рискуют своей головой, тем более.
Давний друг семьи Трахтенбергов Юрий Владимирович Никулин рассказывал им, что в старом, еще дореволюционном цирке считалось доброй приметой, если на открытии сезона первый билет в кассе приобретал мужчина: значит, денежные дела у труппы пойдут хорошо. Кассирам даже давался наказ ждать подхода мужчины и только ему продать первый билет.
Еще, к примеру, нельзя в цирке грызть семечки, а тем более сплевывать на арену шелуху – сборов не будет. Еще, говорят, нельзя перебегать дорогу тем артистам, которые выходят к публике, – можно номер сорвать. Недопустимо рабочий костюм класть на кровать. Кое-кто из артистов считает, что нельзя (не во время выступления, а просто находясь в цирке) пересекать манеж, его можно только обходить по кругу.
– И не дай бог сесть на барьер спиной к манежу, – сообщает Катя. – Это значит проявить неуважение к своему рабочему месту, к профессии... Арена тебе потом может очень жестоко отомстить.
Знающие особенности искусства на манеже утверждают, что цирковой артист – это не профессия, а состояние души. Действительно, не так уж много получает взамен человек, кочующий из города в город, большую часть времени посвящающий изнурительным тренировкам – до пота, до слез, до крови и постоянно рискующий собственной жизнью. Но успех, признание заменяют все.
Полина ГУБИНА, юнкор школы юных журналистов им. Н. Островского.
Фото Вячеслава Юрасова.