суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 02 августа 2002

Птица судьбы со сломанным крылом

Есть люди, чьи судьбы оптимистичны и просты, как гамма до мажор: от нотки к нотке, от события

автор Лариса ДРАЧ.

 

к событию шагают они вверх "в маршевом ритме

с песней веселой". А есть иные, жизненная стезя которых напоминает затейливые арпеджио: через ноту рывок вверх и откат назад, и снова вверх, стартуя с более высокой позиции. Почему-то

со школьных времен обязательного музицирования оттачивание арпеджио ассоциировалось у меня

с полетом подраненной птицы: рывок через силу к солнцу и падение камнем в бездну.

Разложить по нотам судьбу Ольги Сорокиной, несмотря на наше давнее, десятилетней выдержки, знакомство, мне так и не удалось: столь полифонична ее жизнь. Она сама, будучи талантливейшим композитором и аранжировщиком, человеком, который даже в быту мыслит музыкальными фразами, считает, что если и возможно сотворить из ее жизни некий артобъект, то это будет "очень страшное кино в стиле Стивена Кинга".

"Я родилась в Сибири", - пропела Ольга голосом Маши Распутиной в ответ на мой вопрос: "Как все началось?" Родители (отец - штурман эскадрильи, мама - экономист) профессионально никак не были связаны с музыкой. Однако именно отец решил будущую Ольгину судьбу, отведя ее за руку в музыкальную школу. Пятилетнюю программу по классу аккордеона Оля пролетела в ритме аллегро за три года, оставшись абсолютно равнодушной к инструменту, но буквально помешавшись на сольфеджио. Преподаватели выгоняли ее с экзаменов: "Иди отсюда, и так известно, что у тебя пятерка", поскольку девочка норовила подсказать всему классу.

А далее судьба делает первый извилистый зигзаг и после провала в Пермский педагогический на иняз забрасывает бывшую десятиклассницу в... мелиорацию. Там она числилась сразу на двух должностях - инженера-мелиоратора (!) и секретаря-машинистки. А поскольку ей одинаково далеки были обе эти стези, она разъезжала с простодушным шофером по полям по служебным надобностям и без умолку напевала мелодии собственного сочинения. Но шофер такого активного "окультуривания" своей жизни не принял, заявив: "Не люблю я вашу музыку, а, напротив, люблю чай с селедкой". С мелиорацией было покончено.

Потом были годы учебы в педагогическом институте в Шарье Костромской области (мама оттуда родом), на музыкальном отделении художественно-графического факультета. Тогда же Ольга впервые начала писать песни. "Если учесть, что мне было 17, то что же это выходит - я пишу песни уже четверть века? Не вздумай упоминать об этом - это же не судьба, а диагноз!"

Надо сказать, что пишет Ольга так же легко, как и дышит: "Для меня это естественный физиологический процесс". На любую заданную тему, в любом стиле - от изысканного джаза до приблатненной "Мурки", и все это в течение выкуривания одной сигареты. Но то, что выходит из-под пера Сорокиной, ни в коем случае нельзя отнести к столь популярному уже более полувека жанру авторской, самодеятельной песни. Ее музыка интеллектуальна, объемна, насыщена энергетикой столь высокой пробы, что, единожды спев что-то "сорокинское", уже подсаживаешься на эти мелодии, как на наркотик. И не в обиду будет сказано поклонникам нежно любимых мною песен Визбора и Кукина, после Сорокиной петь "А я еду, а я еду за туманом" - это все равно что давиться пресной овсянкой после изысканной трапезы в ресторане.

За четвертьвековое служение авторской песне Ольга Сорокина объездила все сколько-нибудь известные фестивали, выступала с авторскими концертами по всей стране, подняла на крыло не один десяток начинающих музыкантов. До сих пор ей с оказией передают длиннющие списки с приветами и благодарностями от тех, о ком она даже и не слышала никогда. Но люди, знакомые с творчеством Ольги по многочисленным кассетам и компактам, искренне причисляют себя к ее поклонникам и приятелям.

Десять лет назад, когда мы с ней только познакомились, Ольга преподавала в Ярославском педагогическом институте и руководила композиторской лабораторией для детей, готовилась к открытию рок-театра. И музыка была написана для первого спектакля, и даже костюмы сшиты... Было, казалось, все, что нужно творческому человеку для счастья: душевное равновесие, признание, популярность и, конечно же, музыка. И вдруг бодрое, рвущееся "все выше, и выше, и выше" мажорное арпеджио судьбы обрывается. Несколько лет об Ольге Сорокиной ничего не было слышно. Поговаривали, что она переехала в Москву, что у нее блестяще складывается карьера, что ее песнями заинтересовались многие популярные певцы. Потом и слухи иссякли.

Здесь вскользь, как бы это ни было неприятно, придется упомянуть о злом гении в Ольгиной жизни - ее муже. Человек, безусловно, не без способностей (одно время его звали в ансамбль "Песняры", но он предпочитал работе лежание на диване), он остро почувствовал, что из Ольгиного таланта можно сделать большие деньги. Соблазнил ее Москвой, близким знакомством с известными персонами в шоу-бизнесе, наобещал золотые горы... Вылились эти обещания в то, что Ольга, чтобы прокормить детей, не один год работала в столице уборщицей, дворником, чистила мусорные баки. Даже инструмент для частных уроков пришлось поставить у сердобольной соседки - нервный супруг не выносил шума.

С шоу-бизнесом вышла вообще какая-то чертовщина. Шацкий, послушав альбом, был в восторге. Но для продвижения песен выше намекнул, что неплохо бы рядом с фамилией Сорокиной поставить и его имя. Ольга отказалась, Шацкий обиделся. Но кассету с песнями не вернул. Отправили другой альбом - Ольгины песни на стихи костромской поэтессы Натальи Капитоновой - Александру Градскому. Тот загорелся, захотел что-то показать Наталье Ветлицкой... Тишина. Питерский директор международных рок-фестивалей Наталья Брум очаровалась сорокинскими песнями - и вдруг приходит известие: она погибла. Записала новый компакт, по знакомству переправила его Михаилу Кругу - певец умирает... "Ты знаешь, сейчас молюсь об одном: только бы у Валерия Сюткина до моего альбома руки не дошли. Хоть и мистика сплошная, но боюсь!"

Везде в Москве она наталкивалась на одну и ту же стену: "Вы от кого?" Одна песня "там, наверху" стоит от 3 до 8 тысяч долларов. Захочет ли кто делиться лакомым куском с безмерно талантливой, но никому не известной музыкантшей? И все-таки кое-что ей удалось: выступила в театре на Таганке на фестивале актерской песни памяти Высоцкого, получила предложение от Елены Камбуровой участвовать в фестивале имени Миронова... Не получилось, потому что муж не отпустил!

Было время, когда Ольга отчаялась. Считала, что эта паутина, вяжущая ее по рукам и ногам, - расплата за годы увлечения Востоком. Маятником кинула свою жизнь в другую сторону: бросив "престижную" столицу, вернулась в Шарью с двумя детьми на руках, ушла жить в сторожку при церкви, истово молилась, стала послушницей. Два года работала в кочегарке при церкви, горничной в приюте для странников и смиряла, смиряла гордыню - уже не ради себя, ради детей.

Недавно она вернулась в Ярославль. Впервые за много лет вновь начала преподавать музыку. В камерном театре в минувшем сезоне прошло несколько ее концертов в музыкальной гостиной.

Птица Ольгиной судьбы со сломанными крыльями, залечив раны, вновь рвется в небо. Ей не жаль сотен потерянных, украденных у нее песен: "Я еще напишу, пусть воруют". Она снова выступает, хоть и призналась, что за эти страшные, выматывающие годы отвыкла от сцены, от публики. С удовольствием играет джаз, есть проекты совместного выступления с известной ярославской пианисткой Натальей Баюровой, пишет аранжировки для популярного среди КСПшной среды "Ленконцерта". И каждому с легким сердцем предлагает: "Хотите, я напишу для вас песню? Вы можете подождать пять - семь минут?"

Читайте также
  • 13.12.2012 Такой желанный домик в деревнеПожар оставил пожилого человека без крова. Сейчас 69-летняя Ольга Александровна Козлова бьётся во все двери, ищет помощи. Для этого она обратилась и в «Северный край».
  • 13.11.2012 Проект Кожевниковых – в семёрке лучших В Центральном музее Вооружённых сил Российской Федерации музыка звучит не так уж часто: не концертный зал, музей всё-таки, да ещё такой, где экспонаты
  • 08.11.2012 И юный Октябрь впереди Праздничным маршем и митингом отметили вчера 95-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции ярославские коммунисты и горожане, разделяющие их взгляды.
  • 16.10.2012 Она счастлива, что рядом с этим мужчиной уже много летВ мэрии Ярославля чествовали четырнадцать семейных пар, отметивших в этом году 25, 40, 45, 50, 55 и 70 лет совместной жизни. Все были такими красивыми и элегантными.
  • 12.10.2012 Родные пейзажи увидим в фильме «Жизнь и судьба» Волжские речные просторы под Мышкином и опустевший рабочий посёлок на Перекопе, развалины бывшего кирпичного завода и заросший бурьяном огромный карьер под Норским.
  • 25.09.2012 Жизнь человека в разных срезахНа сцене академического театра имени Фёдора Волкова продолжается XIII Международный Волковский фестиваль. На минувшей неделе свои спектакли показали театры
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • «Тушите свет!»Главный приз за лучшую программу 1­го эстонско­российского фестиваля видео­творчества детей и молодежи
  • Библиобус прибыл на смотрины Необычного вида фургон припарковался вчера на Советской площади в Ярославле. Автомобиль называется КИБО
  • Покуда дремлет бог войны В Ярославском театральном институте случилось событие. Главреж Самарского ТЮЗа и профессор ЯГТИ Александр