Александр ИПАТОВ, заместитель мэра Ярославля по вопросам управления мэрией, международным отношениям, взаимодействию с правоохранительными органами:
– Вопрос непростой. Лет пять назад в нашем городе была создана рабочая группа специалистов, которая занималась проблемой установки новых памятников. В неё входили и председатели областных отделений Союза писателей и Союза журналистов. Высказывались мнения, что в нашем городе уместны памятники адмиралу Ушакову, губернатору Мельгунову, Екатерине II, которая в 1778 году утвердила план регулярной застройки Ярославля. Но имени Александра Пушкина среди исторических фигур, знаковых для Ярославля, не прозвучало. Но, может быть, это не совсем правильно. О конкретном месте расположения и особенностях памятника Пушкину говорить сейчас не рискнул бы. Я бы сначала выслушал мнения различных специалистов, горожан.
Ольга Юрьевна, пенсионерка:
– Никакого памятника Александру Сергеевичу я бы не ставила принципиально – их и так много, чугунных да каменных, а Пушкин был живой, как сама жизнь. Стихи его читать больше надо, кино по его повестям снимать, в театре пьесы чаще ставить – вот и лучшая память.
Юлия КОСТЫЛЕВА, помощник депутата Госдумы РФ Александра Куликова:
– Думаю, целесообразно установить памятник этому великому поэту и в Ярославле. И даже придумывать место не нужно, поскольку в городе улица имени Пушкина уже есть.
Алиса ТАРУСИНА, дизайнер:
– Я люблю Пушкина и назвала в его честь именем Александра свою единственную дочь. Уверена, что поэту не по душе пришлись бы казённые статуи, коих расплодилось без меры. В память о Пушкине лично я разбила бы ландшафтный сквер вроде маленького Летнего сада, но непременно без «благоустройства» по-чиновничьи. Пусть бы там журчала вода, а среди скамеек стояла одна чугунная, на которой лежали бы цилиндр, перо и рукопись или книга. Будто Пушкин только что здесь сидел и пошёл прогуляться.
Константин АРТЕМЬЕВ, выпускник Ярославского театрального института, сейчас живёт в Оренбурге:
– Думаю, памятник Пушкину должен стоять на въезде в Брагино, у дороги, встречая все машины и троллейбусы. Я представляю его так. Тройка. Весёлый бородатый ямщик. Коляска открытая. Пушкин левой рукой удерживает свой цилиндр от ветра, правой приветствует встречных проезжих. Улыбается приветливо, вероятно, встретил кого-то из знакомых. И памятник должен непременно располагаться с правой стороны от дороги, чтобы практически каждый мог с ним поздороваться. А вообще у вас в Ярославле надо бы ещё один памятник Некрасову установить. Поэт с ружьём, у воды встречает лодку с Мазаем и зайцами вместе со своим сеттером.
Алина ЗУБЕНКО, ученица 9-го класса:
– Я предложила бы такую композицию. Фигура няни, сидящей в кресле, и Пушкин, ещё мальчик, лет десяти, с упоением читающий ей стихи. Говорят, Пушкин в таком возрасте не писал стихов, да и говорил в основном по-французски, но я считаю, что это неважно. Надо творчески подходить к делу, а официальные памятники неинтересные, а иногда и просто ужасные! Пушкин должен быть какой угодно, только не официальный!
Игорь ВОДНИКОВ, программист на ЯЗДА:
– У наших поэтов такие трагичные судьбы. Я вижу этот памятник так: Пушкин, раненный на дуэли.