четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 26 мая 2010

История Хосе, знакомого и незнакомого

Яркая и страстная история о Кармен живёт, как правило, на оперных и балетных сценах, драматический же театр крайне редко обращается к постановке новеллы Мериме. Тем томительнее было ожидание премьеры этого спектакля на сцене академического театра драмы имени Волкова – ожидание, усугублявшееся приостановкой деятельности театра в самый разгар сезона («СК» от 17 апреля – «Премьера, которую так долго ждали»). Наконец, встреча ярославского зрителя с «Кармен» состоялась.

автор Лариса ДРАЧ

 

«Откровение от Хосе» – так определил жанр заинтересовавшей его истории режиссёр-постановщик спектакля Тимофей Кулябин. События в спектакле разворачиваются как страстный монолог главного героя Хосе Наварро (артист Руслан Халюзов), приговорённого к смерти.
– Кармен для него – бог, мир, всё на свете... Мы рассказываем о человеческом тупике, о страсти, о любви... Любви, которая сильнее и важнее жизни, – так говорит о своей по­становке Тимофей Кулябин.
Имя этого молодого новосибирского режиссёра становится всё более известно в театральных кругах («СК» от 17 апреля – «Мне важно быстро забить гол»). В его творческом багаже уже шесть драматических спектаклей и одна опера. В этом году Кулябин стал номинантом премии «Золота маска» как лучший режиссёр, а его постановки – драматический спектакль «Макбет» и опера «Князь Игорь» – вошли в число спектаклей-претендентов на высшую театральную премию России. И хоть «Золотая маска» досталась другим, претендовать на её получение и прозвучать в афише фестиваля – уже почётно.
Однако вернёмся к «Кармен». Авторы спектакля предлагают зрителю отрешиться от оперы Бизе и на время забыть балет «Кармен-сюита», хотя постановка волковцев тоже насыщена танцевальными номерами и эффектными пластическими сценами. Не зря Тимофей Кулябин своим соавтором называет хореографа, режиссёра по пластике Ирину Ляховскую, по-братски отдавая ей 50 процентов «авторских прав».
– Я хотел бы сделать так, чтобы сюжет развивался помимо слов, чтобы текст возникал лишь тогда, когда без него уж совсем нельзя. Хочется создать некий спектакль-танец, театр чувств, – говорит Тимофей Кулябин.
Идею удалось претворить в действие. В спектакле «протанцовывается» буквально всё: и тяжёлая работа Кармен (актриса Александра Чилин-Гири) с товарками на табачной фабрике, и судьбоносное знакомство главных героев, и жестокая расправа Кармен с одной из работниц, и столкновение конт­рабандистов с офицерами... Вся сюжетная линия новеллы, хоть и «не поставлена на пуанты», но максимально воплощена в жесте, движении, танцевальном па. Правда, создаётся ощущение, что на эти чув­ственно-танцевальные мизансцены уходят все силы актёров. Лично мне как зрителю, очень не хватало в драматическом спектакле именно словесного общения персонажей.
Монолог Хосе об истории его страсти к Кармен, перемежающийся хореографическими заставками, разворачивается на фоне огромного проекционного экрана. Таким образом, зритель видит не только общие, но и крупные, кинематографические планы, поскольку всё происходящее на сцене снимается в режиме реального времени с двух видеокамер и проецируется на экран. Ход интересный для нашего театра, до недавнего времени «славившегося» своей консервативностью.
Поскольку режиссёр Тимофей Кулябин в нашей беседе, состоявшейся накануне премь­еры, упомянул, что главным критерием оценки спектакля для него является реакция зрителей, в антракте и после представления я побеседовала с некоторыми из них. Учитывая ажиотаж, предшествующий премьере, аншлаг на первых показах и невозможность достать лишний билет, мысль поинтересоваться впечатлением о спектакле не у театральных критиков, а у рядовых зрителей нам показалась здравой.
Марию Фёдоровну Митину я застала в раздевалке, досматривать спектакль до конца женщина не стала и домой со­бралась уже в антракте.
– Мне не понравилось, – смущённо призналась она. – Когда на заводе, я на шинном работаю, предложили билеты, я с радостью согласилась, и родственницу за компанию пригласила. Но мы с ней ожидали совсем другого: это совсем не та Кармен, которую я себе представляла.
Прохаживавшийся в фойе Иван Николаевич, представившийся научным работником, оценил спектакль очень высоко.
– Наконец-то Волковский начал выбираться из того болота, в каком он был последние лет десять. Пустые комедии, которые ставились одна за одной, – «Безобразная Эльза», «Дворецкий», «Шестой этаж» и прочая чепуха в том же духе были просто не к лицу старейшему русскому театру. Сегодня театр старается по-новому прочесть классику, и это, мне кажется, ему удаётся.
Я разговорилась со своими соседками по зрительному залу. Две приятные интеллигентные дамы средних лет, сославшись на то, что их мнения очень субъективны, признались:
– Нам очень не нравится непопадание актёров, особенно главных, в типажи. Хосе был баск, Кармен – по национальности цыганка, они оба даже внешне должны быть ярче, эффектнее, колоритнее. Это же Испания, в конце концов! А трактовка образа Хосе? Он же был офицер, военный человек, а в том Хосе, что мы видим на сцене, нет ни выправки, ни стати, ни характера...
Дмитрий Анатольевич Попович, бизнесмен, работающий в сфере рекламы, сказал, что после окончания первого дей­ствия спектакля понимания сути происходящего на сцене у него нет.
– Я знаю классическую трактовку истории про Кармен; то, что я увидел сейчас, – индивидуальное, новаторское прочтение. Какие-то режиссёрские находки, безусловно, присут­ствуют, но сказать «ах, это бесподобно!» не могу. Возможно, я «не зрелый» театрал и не в курсе новых тенденций в театральном искусстве…
Поскольку режиссёр Тимофей Кулябин настаивал на том, что «Кармен» – «определённо молодёжный спектакль», поинтересовалась я мнением и молодых. Студентка 4-го курса исторического факультета Ярос­лавского университета имени Демидова Лилиана Иванкина сказала, что лично ей спектакль понравился, хотя чув­ство лёгкого разочарования всё-таки присутствует.
– Я ожидала большего, поскольку слышала восторженные отзывы накануне. На мой взгляд, это скорее мюзикл, нежели драматический спектакль, но в целом мне нравится.
Спутник Лилианы Сергей (он – руководитель среднего звена на предприятии) себя театралом не считает, за премь­ерными показами не гонится, хоть и в курсе всей репертуарной афиши театра.
– Я ожидал совершенно другого. Впечатление абсолютно неоднозначное. Я искренне пытаюсь вникнуть в суть происходящего на сцене и никак не могу понять, что хочет режиссёр сказать своей трактовкой. Сюжет я знаю со школьной скамьи, сейчас просто наблюдаю за игрой актёров, но спектакль как целостное зрелище уплывает.
Студентка Алиса Кондратьева призналась, что перед спектаклем перечитала новеллу Мериме.
– Мне очень нравится, что в спектакле звучит почти весь текст, а не только диалоги героев. Ведь очень многое объясняется автором. А пластика, музыка, изображение здорово дополняют текст, создавая единую ткань спектакля.
А вот лично мне в «Кармен» от Кулябина не хватило Испании со всем её колоритом, красавицы Кармен и статного офицера Хосе; жгучего, страстного, противоречивого, иссушающего душу чувства, испепелившего их собственные жизни и стоившего жизни невольным очевидцам этой страсти – и чтобы это было сыграно, а не протанцовано. Хоть Тимофей и предупреждал:
– Испании не будет и России не будет, и цыганской темы не будет. Мы расскажем не об Испании, а о человеческом тупике, о страсти, о любви...
В рассказанной истории я этой любви не увидела. А вот страсть была: потрясающий танцевальный номер, в котором бык в исполнении актёра Николая Шрайбера убивает на корриде пикадора Лукаса (актёр Алексей Кузьмин). Жаль только, что это был лишь эпизод.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Ноев ковчег Анастасии Гуляют по лесам задумчивые олени. Замерли под цветущими прибрежными ивами серебряные лебедушки. Завороженно
  • Тинейджер от Фонвизина 11 октября премьерой спектакля "Недоросль" по пьесе Фонвизина открывает сезон театр юного зрителя. Мы
  • Конкурсных копий не ломали Профессиональный плотник и музыкант с консерваторским дипломом, одиннадцатиклассник и школьный учитель,