суббота 01

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 08 октября 2002

Тинейджер от Фонвизина

11 октября премьерой спектакля "Недоросль" по пьесе Фонвизина открывает сезон театр юного зрителя. Мы встретились с режиссером этого спектакля Станиславом Таюшевым. Станислав Владимирович в ТЮЗе - не чужой человек. С 1985 по 1989 год он был главным режиссером этого театра. В те годы на сцене ТЮЗа с постоянным аншлагом шли такие его спектакли, как "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Мельница счастья" В. Мережко, "Ящерица. Две стрелы" Володина и многие другие.

автор Лариса ДРАЧ.    фотограф Вячеслав ЮРАСОВ.

 

- Станислав Владимирович, почему на сей раз вы взяли "Недоросля"? Неужели Фонвизин сохранил актуальность? - Вы знаете, мне кажется, сейчас нет надобности ставить актуальные пьесы. Это раньше была такая общая социальная направленность театрального искусства. Мы, гуманитарии, люди искусства, боролись как могли с тоталитарной властью. Когда мы ставили Достоевского, Фонвизина или Гоголя, все равно старались, простите за грубость, вонзить спицу в задницу советской власти. Дескать, смотрите, вот ставим мы Гоголя, а ведь это про сегодняшний день, и до сих пор у нас и взяточничество, и воровство, и так далее. Сейчас эта тенденция из театра ушла. Театр перестал столь явно, напоказ, бороться. - Вас это как режиссера радует? - Я, честно говоря, и в те годы не очень увлекался борьбой. Просто выполнял какие-то свои художественные задумки и задачи. Мне нравились мир того или иного автора, фактура его языка, его герои, и я пытался перенести это на сцену. Вот вы спрашиваете, чем пьеса Фонвизина актуальна. Я просто люблю эту пьесу и давно хотел ее поставить. Еще лет 20 назад, будучи совсем молодым режиссером, начинал ее репетировать, но так сложилась моя жизнь, что не закончил. Уехал работать в другой город, и замысел этот не осуществил. - И целых 20 лет вынашивали эту идею? - Нет, она как-то ушла на задний план. Потом здесь, в Ярославле, будучи главным режиссером этого театра, я опять захотел ее поставить, но произошла та же самая ситуация. Меня сманили в Казань, где я стал главным режиссером Казанского русского большого драматического театра. И опять не осуществилась эта постановка. И когда мне недавно представилась возможность что-нибудь поставить на сцене ТЮЗа, я с удовольствием согласился и предложил "Недоросля". Получилось так, что круг замкнулся: я пришел в этот театр с тем, с чем отсюда когда-то уходил, - с пьесой Фонвизина. Надеюсь (до премьеры остается всего несколько дней), что на сей раз эта постановка будет доведена до конца и дойдет до зрителя. К тому же на премьере "Недоросля" ожидается один сюрприз: это не хрестоматийный Фонвизин, а спектакль со стихами и музыкой современного автора Юлия Кима. - У вас нет опасения, что Юлий Ким перетянет одеяло на свою сторону, перевесит Фонвизина? - Я думаю, все пойдет на пользу. И потом, что значит, Ким перевесит Фонвизина? В 1968 году в Саратов приехал молодой московский режиссер и поставил Фонвизина именно в таком ключе, с музыкой Юлия Кима. Тогда Ким еще не был так известен. Впереди были его замечательные песни к фильмам Марка Захарова, его слава как барда. Это теперь он, как принято говорить, культовая фигура. А тогда он был мало кому известный 30-летний поэт. Для Саратова этот спектакль стал потрясением. Сама идея оживить архаичную старую пьесу интересными музыкальными включениями уже давно прижилась, во всем мире очень популярны мюзиклы на известные классические сюжеты. - Вас не смущает, что вокальные данные некоторых исполнителей, мягко говоря, слабоваты? - Нисколько. У каждого театра есть свой потолок. Театр юного зрителя - это не музыкальный театр, и никто не станет требовать от драматических актеров профессионального вокала. - На какого зрителя вы рассчитываете? Не боитесь, что ваш спектакль станет своеобразным плановым "уроком литературы" и на него будут классами водить детей? - Я и рассчитываю именно на плановые посещения, и именно школьников. Это спектакль о судьбе подростка. Если перевести слово "недоросль" на современный язык, то получится "тинейджер". В зал придут такие же недоросли и, смотря на Митрофана, может быть, посмеются над ним, а, может, и над собой. - Как режиссера, как человека театра вас не оскорбляет сам факт таких плановых посещений спектаклей "из-под палки"? - Идеально было бы, конечно, если бы народ сам шел в театр, покупал билеты по велению души, а не потому, что это надо для галочки. Я рос театральным мальчиком, очень любил театр и по многу раз смотрел один и тот же спектакль. И, наверное, я такой был не один. Признаюсь, не знаю, какой сегодня юный зритель. Последние годы работаю в основном для взрослой публики. - Совсем недавно на сцене Волковского театра состоялась еще одна ваша премьера - "Шестой этаж". Спектакль вызвал весьма критические оценки в околотеатральных кругах. Чем был обоснован выбор этой пьесы? - Это тоже достаточно архаичная пьеса. Мне она показалась очень человечной... А что мы сейчас будем о ней говорить, если этот спектакль уже состоялся, а "Недоросль" еще только на подходе? "Недоросль" - хорошая, на мой взгляд, пьеса, вечная пьеса. Когда мы разговаривали с артистами, я пытался донести до них мысль, что, с одной стороны, это история о любящей матери, которая слепой любовью только портит свое чадо. Знакомая ситуация, не правда ли? С другой стороны, это история о самом недоросле, о его отношениях с родителями и его мировоззрении. Если уж вам так хочется найти современность в этой пьесе, то пожалуйста: эта наша Россия с ее ленью, невежеством, нежеланием чему-то учиться. Многие фразы Фонвизина и сегодня бьют наотмашь. И я надеюсь, что любой зритель, который увидит мой спектакль, почувствует это. - Заглядывая вперед, над чем вы собираетесь работать после "Недоросля"? Не планируете ли осуществить еще какие-нибудь проекты в Ярославле? - Я за последний год уже много поставил здесь: два спектакля в Волковском театре - "Фермозу" и "Шестой этаж", в ТЮЗе - "Недоросля", в Рыбинске - спектакль по Чехову. Считаю, что город и область я уже обслужил. Да и зрителю ярославскому уже, наверное, пора отдохнуть от режиссера Таюшева. Лично для меня встречи и с бывшим моим театром юного зрителя, и с Волковским всегда радостны. Но пора ехать дальше. Я - бродячий режиссер. - А вам не надоел этот статус свободного художника? Не возникало мыслей об "оседлости"? - Желание такое, что греха таить, иногда появляется. Но оно очень уж теоретическое. В профессии бродячего режиссера есть свое преимущество. Последние восемь лет я езжу из города в город, встречаюсь каждый раз с новым коллективом. Для меня это интереснее, чем сидеть на одном и том же месте. Иногда подумаю: эх, пора бы уже осесть да присмотреть себе симпатичный театрик. А практически мне это сделать достаточно трудно. - Куда вы направитесь из Ярославля? - Поеду в Астрахань. Там у меня уже есть в заделе спектакль - "Женитьба" Гоголя. Теперь я возвращаюсь туда для завершения этой работы. Есть еще некоторые проекты: в Астрахани предлагают подумать о втором спектакле, потом, может быть, Новосибирск. Посмотрим. Фото Вячеслава ЮРАСОВА.

Читайте также
  • 22.08.2012 Малый театр покажет свою новую премьеру в Ярославле5 и 6 октября на сцене театра имени Фёдора Волкова состоится премьера спектакля Малого театра по пьесе Жана Кокто «Священные чудовища». В главной
  • 13.06.2012 Пять премьер на камерной сценеВ Ярославле в Волковском театре продолжает работу XXV юбилейный семинар драматургов "АВТОРСКАЯ СЦЕНА" (под эгидой Союза театральных деятелей РФ). Молодые
  • 11.12.2011 В Ярославль вернулся ПлатоновВ субботу в театре имени Волкова состоялась премьера спектакля "Без названия", созданного по ранней чеховской пьесе, известной под названием "Безотцовщина".
  • 23.08.2011 Новые премьеры в новом сезоне15 сентября спектаклем Евгения Марчелли «Зойкина квартира» Театр драмы им. Фёдора Волкова открывает 262-й сезон. Первой долгожданной премьерой
  • 19.10.2010 О мужчинах и женщинах. И не только... В афише Волковского театра прописалась новая комедия – «Чёртова дюжина». Спектакль в постановке Александра Кузина получился лёгким, весёлым и добрым.
  • 29.06.2010 Сага про трёх сестёр 1 июля Волковский театр приглашает ярославцев на премьеру – спектакль «Три сестры» по Антону Чехову. Режиссёр спектакля Сергей Пускепалис
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают