Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
В полном соответствии с утверждением, что жизнь – это театр, в Ярославле разыграно очередное действо. С переодеваниями, превращениями – со всем, что полагается. После длинной череды выяснения отношений, недоразумений, роковых совпадений и не менее роковых несовпадений клуб «Гигант» превратился во Дворец молодёжи (о чём «Северный край» уже писал).
Татьяна ЕГОРОВА Андрей ПАСХИН
В результате проведённого ремонта он сменил «одежды», но, к счастью, сохранил своё предназначение: служить музам и приобщать народ к прекрасному. Как именно – новые хозяева решили посоветоваться со своей будущей публикой и объявили предстоящее воскресенье днём открытых дверей. Можно не сомневаться, что предложено будет масса всего интересного. Хочется надеяться, что лучшее будет воплощено в жизнь и что здесь будет уютно каждому: и тому, кто зайдёт повеселиться, и тому, кто придёт на выставку, спектакль, концерт, и кто просто назначит здесь встречу. И ещё очень хочется верить, что молодёжь будет помнить, в какие стены она вступает. Их история ведь тоже связана с молодыми. Просто они жили в другое время. В середине 1920-х годов родилось новое, сразу громко заявившее о себе архитектурное направление – конструктивизм. Оно полностью меняло сложившиеся воззрения и провозглашало абсолютно новаторские для того времени принципы: функциональность, конструктивная целесообразность, рационализм. В советской архитектуре это направление возглавили братья Веснины. В Ярославле первым жилым комплексом, спроектированным в 1927 году на новых принципах архитектуры, стал Бутусовский посёлок. Во всесоюзном конкурсе, объявленном на его застройку, первые и вторые премии получили молодые московские архитекторы, ученики Виктора Александровича Веснина. В стране и в мире образцов конструктивизма осталось очень мало. Но Ярославль – удивительный город, он обладает ещё одним, причём очень крупным комплексом, в основе которого образы и стилистика конструктивизма. Это застройка проспекта Ленина от Волжской набережной до проспекта Октября, с кульминацией этой застройки, его главной доминантой – «Гигантом». Доктор архитектуры, профессор Ивановского архитектурно-строительного института Наталья Сапрыкина провела целое исследование, связанное с этой страницей в истории Ярославля. Рубеж 1920 – 1930-х годов, по её словам, был в архитектуре периодом наиболее ярких и оригинальных поисков. Одной из самых смелых и популярных стала идея «соцгорода», реализовать которую на практике оказалось однако очень трудно. А в Ярославле удалось! Смысл, который вкладывался в понятие «соцгород», заключался в отказе от стереотипов прежнего образа жизни и создании условий для совершенно новой социальной организации. Имелось в виду компактное поселение при крупном промышленном предприятии с элементами обобществлённого быта и отдыха. В Ярославле всё это было сделано в 1929 – 1934 годах рядом с новым крупным промышленным комплексом – резиноасбестовым комбинатом, возникшим на окраине города. Одновременно с цехами на месте свалок и огородов поднялись четырёхэтажные жилые дома с водопроводом, канализацией и электроосвещением. И тут же – детские сады, школа ФЗУ, баня, прачечная, фабрика-кухня и клуб «Гигант». Здание, построенное по проекту архитектора И. И. Князева, первоначально предназначалось для звукового кинотеатра, но уже в 1936 году было реконструировано, чтобы придать ему более широкие функции. Была увеличена сцена, надстроены клубные помещения. В 1963 году состоялась вторая реконструкция с частичной надстройкой второго этажа. Но речь не об этом, а о том, что советская архитектура 1920 – 1930-х годов с её исканиями, стремлением создать то, чего до сих пор никогда не было, стирала границы общепринятого и верила в возможность воплотить самые смелые мечты. Когда получалось, это становилось общим праздником и прибавляло сил другим мечтателям. Так вышло с Виктором Весниным, которому выпало счастье стать автором Днепрогэса. Его ученики и последователи в Ярославле оставили о себе память в виде застройки проспекта – «соцгорода» в стиле конструктивизма. Проспект – дело рук и ума молодых. Рабочие-строители в большинстве своём тоже были молоды, что хорошо видно на сохранившихся фотографиях. Труд был тяжёлым – лопата, лом да носилки, но поддерживала убеждённость в том, что их труд – часть общего огромного дела. Что воплотилось и в названии главного здания проспекта – «Гигант». Слово «клуб» при нынешней последней реконструкции как-то незаметно исчезло с фасада. А вот название «Гигант» должно обязательно остаться, есть названия, которые сами по себе памятники. И ещё во Дворце молодёжи, как мне кажется, обязательно должна быть увековечена вся рассказанная здесь история. И проспект, и «Гигант», и весь ярославский конструктивизм – это своеобразный памятник молодым. Памятник времени, когда все разочарования и трагедии были ещё впереди, а тогда была горячая вера в будущее, и собственных нерастраченных ещё сил было столько, что, казалось, их хватит не на одну жизнь.
Читайте также
03.10.2012Что такое хорошо, что такое плохо Место очень заметное. Многих, судя по обращениям в редакцию, с самого начала беспокоило соседство. Рядом недавно отреставрированный особняк начала прошлого
18.09.2012Кому впору звёздное небо? Городскую архитектуру, оказывается, можно не только смотреть или слушать как застывшую музыку, но и в самом прямом смысле слова, примерить на себя, как костюм.
12.09.2012Почему погасли экраны Вечером 11 сентября жители Дзержинского, Заволжского, Фрунзенского и части Кировского районов Ярославля лишились возможности смотреть телевизор –
28.08.2012Борьба с опоройВечер понедельника стал тяжёлым для 29-летней автовладелицы.
02.08.2012Стеклянные дома у старой каланчи Администрация города Рыбинска заявила о намерении построить элитный жилой комплекс в историческом квартале, ограниченном улицами Герцена, Стоялой, Чкалова и Ломоносова.