Сегодня вспоминается евангельский рассказ о том, как «Иисус Христос в селении Вифания воскресил умершего Лазаря - брата Марии и Марфы. Иисус узнал о тяжёлой болезни Лазаря, находясь далеко от Вифании. «Эта болезнь не к смерти, - сказал он, - но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». Христос поспешил в Вифанию, но оказался там, когда Лазарь уже преставился и прошло четыре дня после его смерти. Подойдя к пещере, где был похоронен умерший, Спаситель велел отвалить камень, воскликнул: «Лазарь, иди вон!» Умерший тотчас же поднялся из гроба и вышел из пещеры.
В преддверии праздника Пасхи в Иерусалим стеклось множество народа. Весть о потрясающем чуде воскрешения из мертвых громом разнеслась по Иудее. Многие уверовали в Спасителя и хотели видеть Его.
Именно тогда первосвященники и фарисеи (представители одной из иудейскийх сект) приняли окончательное решение предать смерти Иисуса. Более того, они решили убить не только Воскресителя, но и Лазаря.
Лазарь же по воскресении удалился на остров Кипр, где впоследствии поставлен был от апостолов епископом. Прожил воскрешённый Лазарь ещё 30 лет, храня строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Христос воскресил Лазаря для того, чтобы уверить нас в возможности общего воскресения всех людей в день Страшного Суда. Это свидетельствует о том, что Иисус Христос властен над смертью и подтверждает, что «Он - Бог».
Богослужение в Лазареву субботу отличается особой проникновенностью, а на трапезе в этот день Великого поста разрешается рыбная» икра.
Вербное воскресенье
В последнее воскресенье перед Пасхой православные христиане отмечают один из двунадесятых переходящих праздников - Вход Христов в Иерусалим. Двунадесятый, то есть один из двенадцати главных праздников (от старославянского «дванадесять» - двенадцать). Переходящий он, так как определён принципом подвижности, зависим от даты Пасхи и ежегодно передвигается по календарным датам вслед за ней.
Этот праздник христианская Церковь ввела в IV веке, а у нас на Руси он начал отмечаться в X веке. Он празднуется за шесть дней до Пасхи, им завершается Великий пост, и начинается Страстная седмица. Напомню, Иисус Христос, зная о предстоящих страданиях во имя спасения людей, открыто и добровольно вошёл в Иерусалим.
У евреев был обычай: цари и победители въезжали в город на конях или ослах, и народ торжественными криками с пальмовыми ветвями в руках встречал их». Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти.
Весь народ славил Иисуса и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Фарисеи сказали Иисусу, чтобы Он запретил им это. Но Иисус ответил: «Сказываю вам, что если умолкнут, то камни возопиют». Услышав это, фарисеи и книжники искали, как бы погубить Иисуса, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Все евангелисты видят в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, Сына Давидова.
Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий.
Он Один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, закончен будет на Кресте и Голгофе. Это царское прославление подвига Христа Церковь совершает, подчёркивая, что страдания Спасителя были вольными.
В храме на вечернем богослужении после чтения отрывка из Евангелия освящают цветущие ветви вербы. Ранее других деревьев верба, нежная красавица, являет нам пушистые комочки - признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажжёнными свечами - это память того торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти. Отсюда возникло второе название праздника: Вербное воскресенье. Но подлинное его название - Вход Господень в Иерусалим, или Неделя Ваий, Цветоносное воскресение. На трапезе в этот день разрешается рыба.
О почитании на Руси этого праздника свидетельствует существовавшая даже традиция выезда Предстоятеля Русской Церкви в этот день на осле, которого вёл сам Царь, прерванная позже в петровские времена.