Оказывается, есть и кукла-закрутка, и кукла-зернушка, и матрёшка, и кукла-пеленашка, делавшаяся изо всего, что под рукой окажется, и куклы-стригунки, на изготовление которых шла солома, и даже куклы-няжонки, которых заботливые матери мастерили своим чадам специально из чистых тряпиц, чтобы ребёнок мог перед сном её расцеловать.
Ярославна Анастасия Журавлёва представила на конкурс и связанную из хлопчатобумажных ниток целую кукольную компанию «Гуляние» – каждая куколка величиной с ладонь, и романтичную парочку «Свидание», одетых в костюмы конца XIX века, причём фотографии, по которым Анастасия изготовила в мельчайших подробностях эти костюмы, найдены умелицей в семейном архиве.
А мастерская прикладного творчества «Параскева» из Нижнего Новгорода решила всех удивить, представив на конкурсе костюма коллекцию «Голая суть», герои и героини которой щеголяют... лишь в костюмах Адама и Евы – дескать, одежда испокон веков разделяла людей на сословия и классы, а обнажённое тело есть суть обнажения личности. Такая вот голая правда.
Выставка самодельных кукол в национальных и сценических костюмах – лишь малая часть большой фестивальной программы, которая уже в четвёртый раз проходит в Ярославле: это Всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох». В нём принимают участие целые коллективы творческих мастерских, художники-модельеры, фольклористы из без малого тридцати регионов страны. В эти дни в театре юного зрителя, главной фестивальной площадке, можно будет увидеть гостей из Москвы и Мурманска, Новосибирска и Нижегородской области, Санкт-Петербурга и Республики Карелия, Тульской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
Кроме конкурса кукол энтузиасты русской культуры будут соревноваться ещё в нескольких номинациях. Это этнографический, современный авторский и сценический костюмы, а также реконструкция древнерусского костюма. Последний конкурс участники фестиваля единодушно решили посвятить грядущему тысячелетию Ярославля.
Как показала член жюри, профессор Московского этнографического университета Наталья Калашникова: «Уже выставка кукол, открытием которой начал работу IV Всероссийский конкурс, наглядно продемонстрировала, что работа жюри предстоит непростая. Но нам радост-но, что благодаря проведению в Ярославле этого конкурса долгие годы существовавшая пустота в преемственности культурных традиций в жизни России, наконец-то начала заполняться».