Василий Александрович – депутат Государственной думы Ярославской области. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком «Почётный железнодорожник», имеет другие знаки отличия. Почётный работник Юговосточной железной дороги. Заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
Осенью 2007 года исполнилось 5 лет с того момента, как Василий Александрович Билоха приступил к обязанностям начальника Северной железной дороги.
СИЛА КОМАНДЫ – В ЛИДЕРЕ
Новый начальник принял дорогу в непростое для неё время. СЖД занимала одно из последних мест в стране и по основным экономическим показателям, и по уровню безопасности движения. Но с того момента дорога прошла большой путь. На развитие инфраструктуры были направлены колоссальные средства, которыми распорядились разумно, похозяйски, чётко представляя необходимый результат. Каждый инвестиционный проект был тщательно обоснован. В итоге сегодня Северная магистраль уже совсем не та, что была раньше. Дорога, управляемая твёрдой рукой своего начальника, уверенно держится в первой пятёрке лучших магистралей страны по всем показателям. Это и одна из самых крупных железных дорог. Развёрнутая длина магистрали – свыше 8,5 тысячи километров, больше половины которых расположено в условиях Севера и за Полярным кругом. Количество работников дороги достигает 62000 человек. Чтобы управлять таким огромным предприятием, нужно быть не просто крепким хозяйственником и знающим экономистом. Прежде всего, нужно быть лидером своей команды. Будучи бесконечно требовательным к самому себе Василий Александрович привык требовать полной отдачи и от других.
ОТ ПРОЕКТА – ДО ВОПЛОЩЕНИЯ
Прошедшие пять лет – срок для Северной дороги огромный, если не по времени, то по насыщенности событиями. Северную магистраль не зря называют «гигантской стройплощадкой» вот уже на протяжении последних четырёхпяти лет. За эти годы были введены в строй стратегические объекты.
В 2003 – 2004 годах произведена реконструкция станции Данилов, четыре приёмоотправочных пути удлинены до 100 условных вагонов и более. В 2005 году был построен мощный обход станции Данилов, причём вдвое быстрее отведённых сроков. Тем самым северяне развязали Даниловский узел и разгрузили стратегически важное направление Буй – Вологда. В Данилове была произведена реконструкция контактной сети станции стыкования различных родов тягового тока, замена существующих пунктов группировки станции стыкования. Северная железная дорога явилась полигоном для отработки новых технологий, реализованных в пунктах группировки, которые нашли применение на сети дорог. В июле 2005 года на станции Данилов был введён в эксплуатацию новый, не имеющий аналогов на сети дорог вагономоечный комплекс стоимостью 360 млн. рублей.
Были построены вторые мосты через реки Шексна и Унжа. Введены в эксплуатацию несколько ключевых объектов, важнейший из которых – современный технологический комплекс на сортировочной станции Лоста.
Пожалуй, крупнейшим проектом стало строительство 100километрового электрифицированного второго пути на участке Буй – Вологда. 11 миллиардов рублей было затрачено на его реализацию. Именно на этом участке к 2010 году ожидается двукратное увеличение грузопотока. На открытии движения по участку присутствовал и президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин, что подчёркивает его стратегическую значимость для всей страны.
Завершена комплексная реконструкция «сердца» Северной – крупной станции Лоста. Построен производственный комплекс локомотивного депо Лоста. В прошлом году было завершено строительство пункта технического обслуживания локомотивов на станции Обозерская, который будет обслуживать не только Архангельское отделение СЖД, а в целом Северную и Октябрьскую дороги, что ставит этот объект в разряд стратегически важных.
На дороге производятся работы по удлинению приёмоотправочных путей ведущих станций и открытию ранее законсервированных объектов. В этом году на Архангельском отделении продолжились работы по усилению пропускной способности в направлении портов Северозапада России: начато восстановление станции Илес и разъезда Лиственничный. Ведутся работы на других отделениях дороги – на станциях Вологда2, Нея, Савватия, Козьмодемьянск. Самый большой объём реконструкции ожидает станцию Кошта, входящую в Череповецкий узел. В целом же Череповецкий узел (станции Череповец1, Череповец2, Кошта) – самый крупный на СЖД – получил в 2007 году инвестиции в размере более 450 миллионов рублей.
Постепенно обновляется и моторовагонный подвижной состав – новые электропоезда задействованы на направлениях Ярославль – Кострома, Вологда – Череповец. На неэлектрифицированных участках Архангельского отделения уже больше года эксплуатируются дизельные рельсовые автобусы.
На севере линии Чум – Лабытнанги строятся новые станционные здания. Начиная с 2005 года, введены в эксплуатацию здания на станциях Собь, Полярный Урал, Хорота. А в начале этого года новоселье праздновали работники станции Елецкая.
Дорога уже несколько лет является лидером на сети в строительстве жилья. В условиях Севера это очень важно. Буквально несколько месяцев назад, в начале июня, на станции Елецкая, что на Сосногорском отделении дороги, открыли новый дом на 24 квартиры. В сентябре прошлого года на Обозерской (Архангельское отделение) завершено строительство 43квартирного дома. Всё возводимое жилье – высокого качества, комфортабельное, надёжное. Руководство старается создавать достойные условия проживания для железнодорожников, которые трудятся в суровых условиях Севера.
Уже два года на Северной работает передвижная поликлиника «Хирург Николай Пирогов», состоящая из специальных вагонов, оснащённых самым современным медицинским оборудованием, посредством которого врачи поезда могут диагностировать большинство известных заболеваний. Эта работа – насущная потребность в обеспечении медицинского обслуживания населения там, где на тысячи километров нет больниц и квалифицированного медицинского персонала.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Достигнутые результаты позволяют Северной железной дороге и её руководству в своих планах идти дальше. Сейчас на высшем государственном уровне активно обсуждается принятая стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Отмечается высокая роль железнодорожной отрасли в дальнейшем подъёме отечественной экономики. Принятие стратегии – эпохальное событие для компании «РЖД». Рост экономической мощи нашей огромной страны немыслим без развитой транспортной системы, она должна стать «локомотивом» экономики во всех смыслах этого слова. Что очень важно для Северной магистрали, так это то, что в упомянутой стратегии на долю дороги выпадает важнейшая задача.
Стратегия предусматривает коренную модернизацию железнодорожного транспорта, снижение износа основных фондов. В соответствии с этим на Северной планируется дальнейшее развитие инфраструктуры, внедрение новых «прорывных» технологий, развитие пропускных способностей сетевых направлений дороги (Свеча – Вологда – Кошта, Александров – Вологда и Вологда – Обозерская – Маленга) и развитие основных узлов дороги. Запланировано строительство третьих путей на участке Вологда – Кошта, электрификация участка Обозерская – Архангельск. Поставленные задачи велики, требуют модернизации практически всех хозяйств. Создание логистического территориального центра на базе структурных подразделений СЖД – также часть долгосрочной стратегии развития.
До 2030 года на полигоне дороги планируется построить новые важнейшие стратегически и социально значимые грузообразующие линии. Нужны вторые пути на направлении Обозерская – Маленга – Беломорск. Должен быть реализован проект «Белкомур», и построены линии Карпогоры – Вендинга, Сыктывкар – Кудымкар. В стратегию включена и реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» со строительством линии Полуночная – Обская. И это неполный список запланированных километров пути. Планы действительно грандиозные, и их реализация позволит обеспечить дальнейший рост экономики страны, удовлетворение её транспортных потребностей.
Перспективы развития железных дорог, выраженные на бумаге, отражают тот процесс, который начался уже сегодня. Существуют конкретные примеры на Северной магистрали. В Республике Коми строится новый, современный глиноземный комбинат, а для того, чтобы обеспечить его строительство и дальнейшее функционирование, на дороге строится новая станция. Развитие бизнеса и развитие сети железных дорог тесно связаны, особенно в северных краях России.