Это случилось 75 лет назад 7 ноября 1932 года. С этого момента начался славный трудовой путь Ярославского шинного завода, вписавшего в летопись современной истории тысячелетнего Ярославля свои замечательные страницы.
Особое место в них – героический, самоотверженный труд коллектива предприятия в годы Великой Отечественной войны, подвиги рабочих в тылу и на фронте.
В ознаменование этих подвигов год назад Ярославский шинный завод был награжден международным орденом «За вклад в Победу». Решение совета по общественным наградам Российской геральдической палаты о вручении ЯШЗ этой почетной награды стало достойной данью достижениям завода во время войны.
К ее началу завод уже получил признание как крупнейшее шинное предприятие в Европе. Его продукция была востребована и на фронте, и в тылу. В кратчайшие сроки здесь наладили выпуск шин для всех моделей автомобилей, военной техники и авиации.
Со второй половины 1941 по 1943 годы – роль ЯШЗ в обеспечении фронта, танковых, автомобильных и авиационных производств была особенно ответственной, так как в этот период Ярославский завод был единственным предприятием в стране, изготовлявшим шины. В самом начале войны прекратила свою работу Ленинградская фабрика «Красный треугольник»
23 июня 1941 года все оборудование было эвакуировано в тыл для строительства нового завода в Омске. Но ввод его в строй требовал времени. А хранившиеся на складах 3,8 млн. готовых шин обеспечивали только часть потребностей фронта. Основной объем производства шин для страны взял на себя Ярославль. Завод был переведен на двухсменный график работы.
«Друг мой работал на шинном. Друг мой погиб на войне»
Ситуация усложнялась тем, что в первые же дни войны сотни наиболее опытных, квалифицированных рабочих ушли на фронт, где многие из них своей храбростью и отвагой прославили Ярославль и родной завод. Восемь работников шинного завода удостоены званий Героев Советского Союза. Это
Ф. П. Артемьев, В. П. Бахвалов, В. А. Королев, Л. А. Сергеев, Б. Д. Щапов, В. И. Жилин, В. А. Попов. Среди них и летчик-герой Михаил Петрович Жуков, получивший это звание за победный бой в небе над осажденным Ленинградом. За один вылет он отогнал от города шесть фашистских бомбардировщиков, а седьмой самолет утопил в Чудском озере.
Летчиком служил и Василий Андреевич Попов.
– Для меня, – рассказал бывший шинник, пилот истребительной авиации, – военная служба продолжалась до 1949 года. В самом начале войны, в 1941 году на аэродроме под Барановичами мой Ил угодил под бомбежку, а затем почти всю войну я прослужил в военной полярной авиации на Чукотке, перегонял поступавшие по ленд-лизу самолеты союзников. Их пригоняли к нам из Фербенкса, а мы дальше в Красноярск, где новые истребители принимали боевые экипажи. Звание Героя Советского Союза я получил за участие в комплексной экспедиции полярных летчиков на Северный плюс в 1949 году, где мы изучали возможность базирования самолетов ПВО на льдинах.
Много шинников сражалось в рядах 234-й Ярославской коммунистической стрелковой дивизии, которая с боями дошла до Польши, участвовала в освобождении Праги. За проявленный личным составом дивизии героизм она была награждена орденами Суворова второй степени и Богдана Хмельницкого. Почти тысяча заводчан не вернулась с полей сражений.
Этот день приближали, как могли
Немалого героизма требовала и работа в тылу. Ушедших на фронт мужчин даже на самых тяжелых участках заменяли женщины, подростки, служащие отделов завода.
21 августа 1941 года «Северный рабочий» опубликовал обращение служащих ЯШЗ Н. Халявина, К. Иванова, М. Ягодина, Н. Шалашова, Ф. Умнова, А. Илларионовой.
«...Мы обращаемся к руководителям учреждений и предприятий, к главным бухгалтерам, к начальникам плановых, финансовых и других отделов и заводоуправлений с призывом высвободить из управленческого аппарата необходимые для производства кадры… Везде, где можно, надо сократить объем работы административно-управленческого аппарата учреждений и предприятий, высвободить для производства дополнительную рабочую силу, преимущественно молодежь».
По их призыву только на шинном заводе 30 управленцев встали на рабочие места у вальцев, диагонально-резательных машин, сборочных станков, вулканизационных агрегатов.
На износ работали все цеха, конструкторское бюро, заводская лаборатория. Освоение новых разработок происходило в рекордно короткие сроки. Трудно поверить, но, например, перед битвой на Волге всего за 20 дней было создано четыре новых размера шин и налажено их массовое производство.
Ассортимент выпускаемой продукции все время расширялся и совершенствовался. На ярославском заводе выпускали шины для легковых автомобилей и мотоциклов. Всего – 20 наименований. Здесь же изготовляли шины и для иностранных автомобилей – американских «Студебеккеров» и «Паккардов». Продукцией ЯШЗ снабжалась вся военная техника, артиллерия и авиация. Катки для танков и бронемашин, протектирующие материалы (резиновые оболочки) для защиты бензобаков также поставлял Ярославль. Иначе и быть не могло. Технический костяк нового завода-гиганта объединил самых талантливых конструкторов и квалифицированных шинников страны. Они создавали уникальные технологии и внедряли их в производство.
Под руководством главного конструктора ЯШЗ П. А. Шаркевича были разработаны шины с протектором повышенной проходимости, коллектив центральной заводской лаборатории во главе с начальником ЦЗЛ Б. К. Карминым создал термостойкую резину для катков танка Т-34.
Настоящим ноу-хау военного времени стали артиллерийские шины с губчатой камерой, созданные группой конструкторов, которую возглавил инженер И. И. Селезнев. В 1942 году на ЯШЗ впервые решили заполнить резинокордную покрышку пористой резиновой смесью, что делало ее практически невредимой для пуль и осколков снарядов. И вскоре все пушки, зенитные установки, минометы, электростанции были переведены на шины с губчатым наполнителем.
В июне 1943 года были выпущены улучшенные губчатокамерные шины. Сразу после заводских испытаний их отправили на фронт. Боевое крещение состоялось в сражении на Курской дуге. Уникальная разработка ЯШЗ позволила армии использовать более мощные артиллерийские системы и, тем самым, помогла добиться победы. Сегодня легендарные пуленепробиваемые шины хранятся в музеях военной истории, где представлена техника времен Великой Отечественной войны. В музее ЯШЗ тоже есть экземпляры таких шин. Выпущенные в 1942 году они прошли всю войну без единого повреждения.
Армия остро нуждалась в шинах повышенной проходимости. Эта задача стала первостепенной для конструкторов ЯШЗ. Они блестяще решили ее, разработав принципиально новую конструкцию протектора. Новая технология сполна оправдала себя в боевых условиях, о чем свидетельствовали многочисленные отзывы с фронтов. Американские и немецкие шины значительно проигрывали ярославским.
Еще не раз разработки конструкторского бюро завода помогли армии получить бесценное преимущество. Например, к началу войны явный перевес был на стороне гитлеровских ВВС. Отечественная авиация поначалу сильно проигрывала и по своему оснащению, и по количеству боевых единиц. Но очень скоро ситуация кардинально изменилась. Советские истребители и бомбардировщики получили значительные преимущества перед вражеской авиацией, а авиашины ярославского завода были признаны одними из лучших в мире. Но, чтобы это стало возможным, на заводе в Ярославле велись постоянные разработки все новых конструкций авиашин. Например, в ходе боев выяснилось, что из-за высоких взлетно-посадочных скоростей борта авиашин быстро разрушались – шина проворачивалась на ободе и после нескольких приземлений выходила из строя. Для решения этой задачи конструкторы придумали новый способ крепления пневматических шин, что увеличило срок использования авиашин до 10 – 15 раз.
В музее истории ЯШЗ хранится отзыв авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева о работе, проделанной ярославскими конструкторами. Благодаря новой методике, разработанной на ярославском заводе, советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, начавшие серийно выпускаться с начала 1942 года, получили полное превосходство над самолетами «Люфтваффе» подобного типа. А бронированные штурмовики Ил-2 и вовсе не имели аналога в мировом самолетостроении.
Без продукции ЯШЗ невозможно было обойтись не только в воздухе, но и на земле. История знаменитого танка Т-34 тесно переплелась с историей завода. И, пожалуй, без разработок ярославских шинников она была бы не так прославленна. Мало кто знает, что в начале войны у Т-34 была своя «ахиллесова пята». Резиновые катки нового танка быстро разрушались из–за больших нагрузок. В некоторых случаях их ходимость не превышала даже 10 процентов гарантии. После испытаний, раскрывших причину разрушения катков, на ЯШЗ началась разработка более теплостойкой резины. Качество реконструированного катка значительно превышало качество катков, применяемых на немецких танках. Так, благодаря ярославским шинникам Т–34 стал лучшим танком второй мировой войны.
С натурального на синтетический
Однако важнейшая заслуга завода – постепенный перевод шинного производства на выпуск продукции из синтетического каучука. С 1933 по 1940 годы его доля была увеличена до 73 процентов. Этот опыт пригодился во время войны, когда натуральный каучук стал особенно дефицитен и использовался в основном для нужд авиации.
Стратегическое значение Ярославского шинного было понятно и противнику. Дважды фашистская авиация бомбила завод. А в июне 1943 года ЯШЗ почти до основания был разрушен бомбардировками. Лаборатория завода, склады с ценнейшим сырьем – каучуком, сажей, смолой и текстилем, рабочий поселок – все было превращено в руины. Тяжелое оборудование цехов было сильно повреждено и требовало демонтажа, были полностью уничтожены производственные коммуникации. Ущерб, причиненный заводу, оценили в 51 миллион рублей. Производство жизненно важной продукции для фронта – автомобильных шин – пришлось остановить. На восстановление предприятия было направлено 12 тысяч человек. Разрушенное производство поднимали сотрудники ЯШЗ и жители города, солдаты Красной Армии, колхозники Ярославской и Ивановской областей. Невероятно, но уже через 10 дней завод вновь начал давать фронту необходимую продукцию. На полное же его восстановление потребовалось 100 дней.
В период войны завод 22 раза награждался знаменем Государственного комитета обороны СССР, которое в 1946 году было оставлено заводу на вечное хранение.
Материалы для статьи предоставлены, ветеранами и сотрудниками АО «ЯШЗ».*** НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ***