понедельник 29

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 ноября 2008

Эксперимент на старте

нет фото

К первому января 2010 года льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ярославской области должны быть переведены в денежную форму. Проще говоря, к установленному сроку жители получат квитанции, где будет указана полная стоимость жилья и услуг. А процентная скидка, причитающаяся по льготе, окажется не строчкой на бумаге, а вполне реальными рублями на сберегательном счёте. Её также можно будет получить через отделения почтовой связи или вместе с пенсией.

автор Наталья ВИНОГРАДОВА

 

ДЕНЬГИ НА РУКИ

Основная цель этого – отойти от дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства и помогать непосред­ственно людям, чтобы у них на руках были деньги для оплаты своего жилья. При этом льготы, так же как и субсидии, будут перечисляться по авансовому прин­ципу. Деньги переводятся на счета жителей области, прежде чем наступит срок платежа по квитанциям за жилищно-коммунальные услуги.

Коммунальная политика руководства Ярославской области всегда строилась таким образом, чтобы, несмотря на повышение ставок и тарифов на услуги ЖКХ, наиболее социально защищёнными оставались малообеспеченные слои населения: пенсионеры, многодетные семьи, работники бюджетных организаций, сельского хозяйства.

На сегодняшний день существуют два основных вида социальной поддержки. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным жителям и льготы по оплате ЖКУ, предоставляемые отдельным категориям граждан в соответ­ствии с федеральным и региональным законодательством.

– Переход к предоставлению всех социальных пособий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме – это неотъемлемая часть экономической реформы, проводимой в жилищно-коммунальном хозяй­стве. В соответствии с ней распоряжение бюджетными средствами, которые в настоящее время идут на дотирование отрасли, должно быть передано непосредственно населению,– рассказывает начальник отдела реформирования и новых форм управления жилищным фондом областного департамента ЖКХ и инфраструктуры Наталия Тихонова. – Первый этап этой реформы в нашей области был проведён с 2006 года. С этого времени субсидии переведены в денежную форму и перечисляются на счета граждан в банках. В 2007 году ими воспользовались более десяти процентов семей на сумму около 270 миллионов рублей. При этом на получение субсидии могли претендовать одиноко проживающие с уровнем доходов даже более семи тысяч рублей в месяц. В первом квартале нынешнего года субсидию получили около восьми процентов семей на сумму 32,8 миллиона рублей. А средний её размер составил в месяц 782 рубля.

При расчёте субсидии за основу берётся показатель предельной доли платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи. На федеральном уровне он равен 22 процентам. Кстати, в большинстве регионов Центрального федерального округа, в том числе во Владимирской, Ивановской, Костромской, Курской, Смоленской и многих других областях, за основу взят именно этот федеральный стандарт. Чуть ниже он в Твери – 18 процентов, Калуге – 19 процентов, Брянске – 15 процентов.

В нашем регионе для дополнительной защиты малообеспеченных семей этот показатель сначала был снижен до 17 процентов, а с ноября текущего года – до четырнадцати. Таким образом, если плата за квартиру оказывается больше четырнадцати процентов от общего дохода всех членов семьи, можно готовить документы для получения субсидии.

Кроме того, жители нашей области, особенно одиноко проживающие пенсионеры, более защищены по сравнению с жителями других регионов России. Дело в том, что при определении суммы социальной под­держки за основу берётся региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения. На федеральном уровне он установлен в размере восемнадцати квадратных метров на одного человека. Законом Ярос­лавской области он рассчитывается дифференцированно в зависимости от количества членов семьи: для одиноко проживающего – 33 квадратных метра, для семьи из двух человек – 42, для трёх и более человек – 18 квадратных метров на каждого.

СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ НЕ БУДЕТ

Субсидии, получаемые день­гами, уже стали привычными для жителей области. Теперь настала очередь второго этапа экономической реформы – перевода в денежную форму льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Только за 2007 год их получили более 390 тысяч человек на сумму более миллиарда рублей. До недавнего времени льготы предоставлялись в натуральной форме, то есть в виде процентной ставки.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации и федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» перевод натуральных льгот в денежную форму должен быть проведён не позднее первого января 2010 года. На Ярославской земле подготовительная работа началась уже в июле прошлого года.

Было принято постановление правительства области, создана областная комиссия по организации перевода мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежную форму.

По словам Наталии Тихоновой, работа предстоит непростая. Каждый третий житель области – льготник, в доходе которого сумма льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет существенную долю. Главная задача предстоящего перехода – не допустить социальной напряжённости среди населения и не ухудшить положение льготников. Поэтому преж­де чем приступить к переводу льгот в денежную форму, специалисты департамента ЖКХ и инфраструктуры области и регионального департамента труда и социальной поддержки населения изучили опыт других территорий, где эта работа уже завершена. Подобная практика существует во многих областях: Пензенской, Вологодской, Ленинградской, Магаданской, Самарской и других. Анализ работы по переводу льгот показал, что в данных субъектах Российской Федерации применяются два вида денежной формы предоставления льгот – единовременные денежные выплаты (ЕДВ) и денежные компенсации.

По мнению ярославских специалистов, использование единовременных выплат может привести к ненужным проблемам. В Твери сначала хотели принять эту форму, но отказались. В Краснодарском крае поначалу даже начали работать с этим видом выплат. Однако это привело лишь к социальной напряжённости в регионе. Люди бастовали против такого расчёта льгот. В результате было принято решение заменить ЕДВ денежными компенсациями.

ДЕНЕЖНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ ВАЖНЕЕ

На Ярославской земле решено избежать ошибок коллег и выбрать наиболее приемлемый вариант перевода натуральных льгот в денежную форму. Для этого постановлением областного правительства решено с 1 января 2009 года провести на территории Даниловского муниципального района и города Переславля-Залесского эксперимент по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме. Эти муниципальные образования стали первопроходцами не случайно. Здесь созданы максимальные условия для грядущего перехода. Есть хорошо подготовленная база и кадровый состав, налажена работа с населением, в том числе и по вопросу предоставления льгот на оплату ЖКУ.

– Сейчас идёт подготовительная работа перед началом эксперимента, который стартует первого января 2009 года. На первом этапе нам пришлось прежде всего определяться, каким путём будет оказываться социальная поддержка населению, – рассказывает председатель рабочей группы по проведению эксперимента Данилов­ского района, заместитель главы местной администрации Олег Ефимов. – Мы выбирали из трёх вариантов. Практика показала, что два из них – выплата с учётом регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и единовременная денежная выплата дают значительные погрешности как в плюс, так и в минус при расчёте льгот в денежной форме. Люди могли недополучить причитающийся им объём социальной поддержки или возникла бы переплата, которая повлекла слишком большие незапланированные расходы для областного бюджета. На областном совещании, где обсуждался этот вопрос, решено было остановиться на третьем варианте – денежных компенсациях.

По словам Олега Валерьевича, в Даниловском районе на подготовительном этапе были выбраны около ста льготников, и для них теоретически были просчитаны все возможные варианты перевода льгот в денежный эквивалент. Сейчас на этой территории работа по подготовке эксперимента подходит к концу.

Выверяется исходная база данных по льготникам, уточняется информация о предоставляемых каждому из них жилищно-коммунальных услугах, составе семьи, площади жилого помещения. Определяется, как будут взаимодействовать организации, задействованные в проведении эксперимента, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, органов социальной защиты, отделений Пенсионного фонда. Разрабатывается про­г­раммный продукт по автоматизированному начислению льгот в денежной форме.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

У рядового жителя области может возникнуть вполне резонный вопрос: для чего нужны все эти эксперименты и нововведения, не проще ли было оставить всё как есть? Может быть, и проще, однако новое время диктует новые условия. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства, начатое в 1992 году, предполагает сразу несколько направлений. Постепенный уход от дотирования отрасли, переход на полную оплату населением жилья и предоставляемых услуг с применением социальной поддержки населения, развитие конкуренции в сфере ЖКХ, привлечение в эту отрасль бизнеса и инвестиций, модернизацию объектов и использование энергосберегающих технологий.

К полной оплате жилищно-коммунальных услуг с каждым годом мы приближаемся всё ближе. В последнее время об этом много говорится, однако фактически уровень этой оплаты по муниципальным районам области пока составляет от 96 до 64 процентов. Причин этого можно назвать несколько. Искусственное сдерживание повышения платежей граждан. В Ярославском, Рыбинском, Некрасовском, Ростовском муниципальных районах цены и тарифы в течение ряда лет не пересматривались, в связи с чем уровень платежей населения остаётся крайне низким – от 59 до 71 процента. Производство коммунальных услуг, особенно по выработке тепловой энергии, зависит от вида используемого топлива. На некоторых территориях используют дорогостоящее жидкое топливо, цены на которое не регулируются. В результате затраты на производство 1 Гкал тепловой энергии почти в два раза превышает среднеобластной показатель. В таких муниципальных образованиях также сохраняется низкий уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. В Переславском районе – 48 процентов, в Большесельском и Рыбинском – 59 процентов, в Брейтовском – 56 процентов.

Чтобы стабилизировать ситуацию, в нашем регионе разработана областная целевая прог­рамма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2008 – 2010 годы, реализация которой позволит повысить качество предоставляемых услуг и снизить издержки при их производстве.

Кроме того, реформирование жилищно-коммунального хозяйства нашего региона включает в себя и прочие составляющие. Сюда относится развитие конкуренции в этом сегменте рынка, а именно: привлечение частных управляющих компаний. В ближайшее время произойдёт переход и на полную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг. В Ярославле и Рыбинске это планируется сделать уже в 2009 году. А чтобы этот процесс проходил безболезненно, на уровне области одновременно принимаются меры социальной поддержки населения по оплате ЖКУ. Составляющей частью этой работы становится перевод предоставляемых субсидий и льгот в денежную форму.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают