Захотелось высказаться и мне. Уважаемая Г. Мельникова, как и многие другие авторы многочисленных публикаций, в самых разных изданиях пытаются найти ответ на вопрос: когда наше общество, наше российское государство пошли неверным, вредным для страны путём? И большинство сходится в одном – в 1917 году! Кто-то считает, что в октябре, кто-то – в феврале того года. Но это уже детали... Я считаю, что по неверному пути Россия пошла гораздо раньше – в середине XVII века. Этой же точки зрения придерживается философ и историк Алла Головчикова. Свою книгу «Раскол» (М., «Культурная революция», 2008 г.) она посвятила разработке темы нарушения гармонии между государством и обществом во время так называемого церковного раскола, то есть в середине XVII века. Русская православная церковь до той поры, по её мнению, была медиатором (посредником) между государством и обществом. И то, что в годы раскола государство и примкнувшие к нему церковные круги силой подавили сторонников так называемых старых обрядов, на пользу России не пошло. Наоборот, во вред! Старообрядцы были сторонниками независимости Церкви от государства, а стало быть, ратовали за гармонию этого самого государства и всего общества, свободного общества.
Иные читатели мне могут попенять: ну, начал с царя Гороха. Приходится. Чтобы были понятны дальнейшие мои рассуждения. Поймите, общество должно постоянно посылать критические сигналы властной вертикали (или госаппарату, как угодно), то есть, говоря языком кибернетики, необходима обратная связь между входом и выходом информации, между системой управления и внешней средой. Так функционирует нормальное государство.
В силу разного рода обстоятельств государство в середине XVII века перевесило общество. А теперь можно и внимательнее вчитаться в письмо Галины Мельниковой. Себе самой и читателям автор задаёт вопрос, извлечены ли нами уроки для дня сегодняшнего и завтрашнего? Подхвачу её мысль: «Завтрашнего!» Давайте смотреть вперёд, в завтра!.. Нет, можно сколько угодно посыпать голову пеплом, травить раны солью. И многие это делают вполне профессионально. Но – что день грядущий нам готовит?
Я полагаю, что будущая перспектива России – это новая индустриализация. Здесь в союзники себе хочу привлечь авторов журнала «Экономист». И приведу мнение доктора экономических наук, профессора Н. Водомерова, зав. кафедрой Института международных экономических отношений. В № 4 журнала за нынешний год учёный пишет: «Модернизация экономики России в материальном отношении означает оснащение всех отраслей и предприятий передовыми орудиями труда. Это касается не только отраслей производства, но и сферы услуг, в том числе образования и науки». Иначе говоря, новая индустриализация должна затронуть все сферы жизни страны и означает по сути развитие подлинного гражданского общества.
А что ныне? В этом же журнале (№ 10, стр. 23): «...общая доля сырья в товарном экспорте достигает 85,4 процента». «Доля инновационной продукции... на уровне 1 – 3 процентов общего объёма экспорта». Нужны ли какие-либо комментарии? Не думаю, что сырьевой характер российского государства устраивает наше общество. Оно посылало и посылает сигналы для того, чтобы власть адекватным образом реагировала. Увы, безрезультатно!
И некому заставить государство услышать его народ! Нет посредника между властью и обществом.
От редакции: приглашаем читателей «Северного края»
продолжить разговор.
От редакции: приглашаем читателей «Северного края» продолжить разговор.