До конца апреля на поля было не выехать, сыро. И пока земля просыхала, селяне успели помитинговать, господдержки просили да контроля над ценами за электроэнергию и ГСМ требовали. Но так ничего от властей не добившись, разъехались по своим хозяйствам и за более привычные им дела – пахать, удобрять, сажать – принялись.
– Как были крестьяне один на один со своими проблемами, так и остались, чего зря говорить, все равно никто не помог. Путин, что ли думали, услышит? В общем, у кого есть деньги, покупают горючее и сеют, у кого нет – стоят, – прокомментировал ход посевных работ в области начальник отдела растениеводства департамента АПК Анатолий Корнилов.
– И на сколько же горючего хватит?
– А на сколько хватит, настолько и посеют.
Ни для кого не секрет, что объемы возделываемых площадей у нас год от года идут на убыль. Но даже в сверстанные планы день ото дня вносятся коррективы, в сторону убывания, разумеется. Техника из строя выходит, горючее заканчивается, и хозяйства работы сворачивают, не успев толком развернуться.
Кстати, даже само слово «план» теперь из лексикона работников аграрной сферы практически выпало. Да и как можно что-то планировать в нынешних рыночных условиях, когда с утра неясно, каких неприятностей ждать к вечеру. Теперь вместо планирования принято прогнозировать, а прогнозы – вещь необязательная для исполнения. Изношенная техника и нехватка солярки – это еще полбеды. Чтобы из того, что посеяли, более-менее приличный урожай вырос, такой, чтобы продать можно было, семена качественные нужны, удобрений в достатке, но ни тем, ни другим в хозяйствах похвастаться не могут.
Чем так мучиться, не легче ли наплевать на все и не рвать попусту жилы в нашей испокон веку зоне рискованного земледелия? Это раньше народ кормился тем, что своя же земля родит, а теперь в Голландии картошки выращивают столько, что и на наши рынки в достатке перепадает. Зерном Америка обеспечит, помидорами Турция, они и крупнее, и краснее, и дешевле. Да и при перевозках совсем не мнутся, хотя продавцы утверждают, что товар генетически не модифицированный...
Но выезжаем по Московскому проспекту за пределы Ярославля и, не пробыв в пути и получаса, видим, что земли заброшенными не стоят. Трактора резво бегают по распаханным и посыпанным беленькими зернышками удобрений полям, в громадных теплицах работницы устраивают душ для крепенькой зеленой рассады, а в овощехранилище по конвейерной ленте движутся картофельные клубни. Пройдя сортировку – крупные направо, мелкие налево, – посадочный материал обрабатывается специальным химическим составом от фитофторы и в контейнерах выставляется сохнуть на солнышко. Работа кипит, все автоматизировано, ей-богу, смотреть приятно.
Здесь, в Ярославском районе, расположены бок о бок несколько фермерских овощеводческих хозяйств. Теплица, в которой мы любовались рассадой, овощехранилище и ровно вспаханные поля – это Евгения Шибаева. Он ежегодно возделывает более 70 гектаров земли. Не в одиночку, разумеется, нанимает работников. По соседству с ним арендуют склады фермеры Трусов, Лобанов, Романычев. Последний, оказавшись на месте, вышел нам навстречу:
– Мои земли чуть дальше, у деревни Голенищево. Растим то же, что и все: капусту, картошку, свеклу, морковь, иной раз редиски посеем или дайкона. От огурцов пару лет назад отказался: пленку воруют.
После недолгих разговоров с Александром Витальевичем выяснилось, что характерных в целом для села проблем фермеры почему-то не испытывают, семена друг у друга со скидкой покупают, на удобрениях не экономят (себе в убыток), а горючим еще с осени на полную катушку запаслись.
– А чего ж не в поле? – спрашиваю собеседника, – и так погода подкачала, а вы время теряете?
– Погода, как у нас говорят, на урожай влияет от 15 до 85 процентов, так что хорошему хозяину она не помеха, – уточнил Александр Романычев. – А чего не в поле, так тут совхоз один технику распродает. Не в лучшем состоянии, конечно, но недорого. Вот ездил, купил опрыскиватель, овощной культиватор и сеялку. Немного подправить – и нормально будет. Сейчас в банк еще заскочу – и на трактор. Мы с отцом вдвоем хозяйство ведем, так сами и временем своим распоряжаемся.
– Это точно, – подтвердил слова фермера председатель Ярославской АККОР Василий Егоров. – Если надо, и ночью сеять будут с фонариком, а потом в пять утра встанут и поливать побегут. Я уж их знаю – на себя люди работают. Потому в нашем секторе и к посевной всегда загодя готовы, и площади обрабатываемые не сокращаются. А кто с рассадой возится, тот уже по весне при деньгах.
Фермерам с убытком работать нельзя, господдержки они не имеют, дотаций не получают, рассчитывают только на себя – и у них получается.