– С 1971 по 1996 год санитарные правила и нормы (СанПиНы) не переиздавались, а затем обновлялись каждые три года, – рассказывает директор НПП «Кадастр» Георгий Фоменко. – Тем не менее радикальное нововведение появилось только в редакции 2003 года. Если раньше требовалось огораживать санитарными зонами каждое в отдельности «предприятие с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека», то теперь их необходимо создавать для группы предприятий, расположенных в одной промзоне. Южный промузел объединяет Новоярославский неф-теперерабатывающий завод, ТЭЦ-3, новый сажевый. Вот посмотрите на эти схемы...
Георгий Анатольевич показывает мне карту с разноцветными кругами, расходящимися от каждой трубы, каждой установки:
– Видно, как санитарная зона одного предприятия перекрывает другую. Но в то же время в некоторых местах образуются пустоты. Эти «мертвые», ничейные зоны заполняются несанкционированными свалками. Заводы отказываются наводить там порядок, так как это не их земля. При обследовании территорий и подготовке проекта мы обнаружили в таких «мертвых» зонах и гаражи, и какие-то самодеятельные постройки, огороды, горы металлолома. Например, по дороге от ЯНОСа до поселка Дубки множество таких свалок и построек, но невозможно выяснить, кто их хозяева, так что потребовать наведения порядка не с кого. Для города эти земли тоже потерянные. За них никто не вносит платежей в бюджеты города или Ярославского района.
Вторая проблема в том, что заводы, не имеющие внешних границ с городом (у которых санитарно-защитная зона оказывается внутри куста, на территории соседей), часто не считают нужным заботиться об уменьшении выбросов, хотя их вклад в общую загрязненность очевиден. Проект предусматривает, что санитарная зона будет общей, огибающей всю Южную промзону. А финансировать ее содержание в чистоте и порядке, вести там озеленение, ландшафтное благоустройство, платить налоги за отвод этой земли предприятия станут сообща, на паях, через специально созданную дирекцию санитарно-защитной зоны.
Чтобы скоординировать создание единой санзоны, авторы проекта составили перечень предприятий. При замерах выбросов оказалось, что основные загрязнители – ЯНОС, ТЭЦ-3 и ОАО «Техуглерод». Доля остальных 67 предприятий всего полтора процента (из них самый грязный завод теплоизоляционных изделий, который к тому же покушался раздвинуть свою санитарную зону до железной дороги). Гиганты индустрии великодушно согласились взять эти полтора процента на себя. Всего внутри общей санзоны оказалось 2,5 тысячи источников выбросов 117 веществ, общим объемом 54 тысячи тонн в год. Цифра внушительная. Однако 15 лет назад она была вдвое больше.
– Конечная цель проекта в том, чтобы постепенно снижать уровень загрязнения в санитарно-защитной зоне, – говорит один из авторов проекта, заместитель директора НПП «Кадастр» Лев Князьков. – И предприятия будут в этом заинтересованы: уменьшив свои выбросы, они смогут передавать разрешенные квоты на них тем из соседей, кто уже исчерпал возможности улучшения технологии. Кроме того, для предприятий куста появляется возможность в рамках утвержденного проекта санитарной зоны предоставлять территорию в аренду для развития малого бизнеса. Нами составлена программа и на границе санитарно-защитной зоны узла установлены посты, где экологические службы будут замерять выбросы. После годичного наблюдения граница санзоны будет утверждена Минздравом. Затем в проект войдут работы по озеленению, благоустройству рельефа. Разрабатывается отдельная программа санитарной зоны по шумовому воздействию.
Работа над проектом продлится еще два года. Одновременно начата договорная работа по объединению в одну санитарную зону Северного промышленного узла. Здесь больше крупных предприятий-загрязнителей. Причем за всех «отдувались», платя за выбросы, заводы первой линии, контактирующей с жилыми районами: моторный, шинный, «Полимермаш», кордная фабрика, «Лакокраска». Те, что внутри, а их десятки, на экологических программах экономили. Теперь им тоже придется отвечать за «вклад» в состояние общей санитарно-защитной зоны. Поэтому начинание продвигается с трудом и до начала проектирования еще далеко.
На стадии соглашений между предприятиями надо определить, кто из них с кем будет группироваться внутри санитарной зоны. Инициативу переговоров взяло на себя ОАО «Автодизель».