по продуктивности и приросту объемов производства. У нас показатели выше, чем в Иванове, Костроме, Твери, и по ряду позиций лучше, чем во Владимире. Из соседей уступаем лишь Вологодской области.
С 2000 года идет рост, хотя и медленный, продуктивности и надоев молока, растет производство мяса. Но в прошлом году сельское хозяйство начало лихорадить – впервые за последние четыре года сократились объемы производства молока, несмотря на рост продуктивности. Это вызвано сокращением поголовья крупного рогатого скота на 6000 голов. О проблемах и перспективах сельского хозяйства в интервью газете рассказал директор департамента АПК, заместитель губернатора Михаил Боровицкий.
– Если сравнивать положение сельского хозяйства с советским периодом, то поголовье молочного крупного рогатого скота сократилось со 180 тысяч голов до 80 тысяч. В свиноводстве мы потеряли более половины поголовья: было 110 тысяч голов, два года назад – 30 тысяч, к сегодняшнему дню число свиней в хозяйствах увеличилось до 50 тысяч голов. Без изменений ситуация в птицеводстве – 3,5 млн. птиц. Овцеводство вообще нельзя сравнивать, поскольку поголовье овец снизилось в десять раз – сейчас вместе с частниками около 20 тысяч голов. Разительные изменения по пашне: посевной клин в советские времена был в районе 500 тысяч га, а сейчас вместе с многолетними травами он составляет около 150 – 180 тысяч га.
– Каково экономическое положение сельхозпредприятий? Что сегодня выгодно производить – молоко, мясо, яйца или бройлеров?
– У нас всего 400 хозяйств, из которых молочным животноводством занимается более 300. Хорошие экономические результаты сельхозпредприятия получили в 2001 году, заработав 265 млн. рублей прибыли. В 2002 году ситуация резко ухудшилась (прибыль составила всего 35 млн. рублей) и в прошлом году также оставалась тяжелой. Несмотря на рост объемов производства, сегодня затраты в агропромышленном секторе растут гораздо большими темпами, чем выручка хозяйств, поэтому вся прибыль «съедается». Очень показателен был 2001 год: в марте обвалились закупочные цены на молоко (до 6 рублей за литр), и этих цен мы вновь достигли только в конце 2003 года. Но за это время горючее подорожало в два раза, не говоря уже о запчастях и технике. Цены на корма, зерно также выросли.
До 2002 года молочное животноводство два года подряд было рентабельным. Прибыльность производства молока начинается при продуктивности от 3000 кг. У нас этот показатель достигается примерно в 100 хозяйствах. Мясное животноводство все эти годы оставалось нерентабельным, а выращивание крупного рогатого скота на мясо было убыточным. Сейчас есть примеры, когда хозяйства уничтожают народившийся молодняк бычков.
– Зачем?
– Потому что каждый килограмм привеса теленка приносит... 10 – 15 рублей убытков. Общая ситуация такова: живой вес мяса крупного рогатого скота принимается за 25 рублей
за кг, а его себестоимость – около 35. Рентабельность выращивания мяса достигается в том случае, если в хозяйствах будут внедрены современные технологии, позволяющие добиваться прироста не менее 1 – 1,2 кг в сутки. У нас сейчас в среднем около 500 граммов в сутки. Причем такие высокие привесы больше характерны для мясной породы скота, а не для нашей, молочной. Из-за убыточности мясного животноводства сокращается и поголовье.
– При столь низких закупочных ценах мяса почему на рынках Ярославля говядина стоит от 100 до 150 рублей?
– Частник, продавая корову скупщику, получает около 30 – 35 рублей за кг. Выход мяса – около 45 процентов от живого веса коровы. Поэтому конечная цена автоматически увеличивается в два раза. А дальше – другие издержки и торговые наценки.
– Почему тогда в 2002 году увеличилось поголовье свиней? Или там другая арифметика?
– В 2001 – 2002 годах сложилась выгодная рыночная конъюнктура для свиноводства, и поголовье свиней в хозяйствах быстро увеличивалось. Сегодня прирост поголовья прекратился, частники перестали брать молодняк, ведь комбикорм нынче очень дорог. А запреты на ввоз импортного мяса вводятся так, что остаются «дырки» для ввоза продукции под видом другой. К примеру, по свинине есть квоты на ввоз мяса, но не ввели квоты на ввоз сала, под которое может подходить и мясо.
– Какие негативные процессы не удалось преодолеть в сельском хозяйстве?
– Чем дальше мы отдаляемся от 1998 года, экономические условия развития агропромышленного комплекса только ухудшаются. Системный кризис, охвативший село в начале 90-х годов, пока не преодолен. Во-первых, у нас происходит потеря производственного потенциала – техника выбывает быстрее, чем ее закупают. Сокращается число скотомест и маточного поголовья крупного рогатого скота.
Во-вторых, снижается экономический потенциал хозяйств: кредиторская задолженность растет, прибыль не увеличивается. Хотя по этим показателям у нас ситуация намного лучше, чем в других регионах Центра России.
В-третьих, мы теряем кадровый, в первую очередь – интеллектуальный, потенциал сельского хозяйства. Каждый год около 10 процентов работников уходит из отрасли. По данным на 1 марта в агропромышленном секторе трудилось 27,6 тысячи человек. А в 1991 году в сельском хозяйстве работало более 70 тысяч. Выход – в скорейшем переходе хозяйств на новые технологии, которые потребуют в 2 – 3 раза меньше людей, но им можно будет платить в пять раз больше, чтобы они не убежали в город.
Средняя начисленная зарплата на селе сегодня 2,6 тыс. рублей, и только в хозяйствах Ярославского района – 5,5 тысячи. Снижается и качество кадров. Около половины руководителей хозяйств и специалистов сегодня не имеют высшего образования.
– Вы нарисовали довольно мрачную картину. А есть ли положительные тенденции в агропромышленном секторе?
– Хозяйства учатся работать в рыночных условиях, закупают технику и внедряют новые технологии. В птицеводстве это выражено ярче – пример ОАО «Волжанин» в Рыбинском районе или ЗАО «Волна-2» в Тутаевском. В свиноводстве есть пример вложения средств в техническое
перевооружение в ЗАО «Левашово» и ОАО «Курбский бекон».
В молочном животноводстве тоже есть положительные примеры: сельхозкооператив «Родина» провел реконструкцию помещений для молочного животноводства. Новые современные фермы строят в Курбе, в Арефинском Рыбинского района, есть планы у «Горшихи» и «Меленковского». В 2003 году мы запустили программу поставки высокопродуктивного скота по лизингу – хозяйства купили свыше 1000 голов, что на 20 процентов больше, чем годом ранее.
Ведущие сельхозпредприятия отработали схему привлечения банковских кредитов. Если в 2000 году было всего взято около 12 млн. рублей кредитов, то в минувшем – уже 400 с лишним миллионов. Сумма кредитов каждый год удваивается, хотя мы считаем, что она должна расти в два раза быстрее. Активизируются и лизинговые схемы приобретения техники – сегодня это 90 процентов всех закупок. Если в 90-е годы замена техники в хозяйствах происходила в год в лучшем случае на 0,01 процента (по области покупались единицы комбайнов и тракторов), то в прошлом году вышли на 1 процент. Но при этом ежегодно выбывает 5 – 6 процентов техники из-за старения и износа. В этом году мы поставим техники по лизингу на 115 – 120 млн. рублей, а надо раз в пять больше.
– Вы можете оценить степень развития и «живучести» ярославских сельхозпредприятий?
– У нас около 400 хозяйств, которые мы делим на четыре группы. Первая – 12 – 14 процентов – не имеет долгов, покрывает затраты, платит налоги и неплохую зарплату (до 4 тыс. рублей). Эти сельхозпредприятия производят четверть всей сельхозпродукции. Но они не могут развиваться – строить жилье, производственные помещения.
Вторая группа – около 35 процентов – может войти в первую категорию с государственной поддержкой или пройдя через финансовое оздоровление. Силами этих предприятий выпускается 40 процентов продукции.
Третья группа – около 30 процентов – способна перейти во вторую группу, если им сейчас не только помочь финансово, но и укрепить кадровый потенциал, может быть, провести организационно-правовые изменения, очистить от непрофильного бизнеса, отбросить невозвратные долги. Если этого не сделать, то они попадут в число аутсайдеров.
Четвертая группа – около 20 процентов хозяйств. С ними по большому счету ничего другого не сделать, кроме как присоединить к более сильным или разделить на части (фермерские и частные хозяйства). Без этих мер им уже мало что поможет.
Беседовал