Скучающий, потому как билеты продавать некому – все льготники, за редким исключением. С 1 января это положение должно измениться. Льготникам выдадут по 200 – 400 рублей, и не все захотят их потратить на поездки. Если пассажиров останется мало, то возникает реальная угроза сокращения нерентабельных маршрутов. Но областная власть собирается не допустить этого.
– С заменой льгот денежными компенсациями положение пассажиров не должно ухудшиться, особенно ветеранов войны и тыла. Для них это не просто помощь государства, а признание обществом их заслуг, – заявил газете первый заместитель губернатора области Александр Федоров.
По его словам, в регионе есть пригородные рейсы, которые собирают мало пассажиров, причем в основном пенсионеров и ветеранов. Администрация области договорилась с руководителями автопредприятий, что в следующем году ни один такой маршрут не будет сокращен. С
1 января каждое место в автобусе будет оплачено: за счет бюджета, самим пассажиром или транспортным предприятием, которое предоставило льготы своим работникам. При этом бюджет области не будет компенсировать убытки транспортникам, которые возникнут из-за их неразворотливости.
– К примеру, по маршруту Данилов – Макарово пять рейсов в день, и часто автобусы не наполняются, – сообщил Александр Федоров. – Мы предложили транспортникам оставить только рентабельные рейсы, но чтобы при этом люди могли без помех приехать на работу, на рынок, в больницу и вернуться домой. Некоторые хозяйства в области перестали существовать, и маршруты автобусов на их центральные усадьбы не окупаются. Но люди не виноваты в этом и хотят ездить на транспорте. В таких случаях мы предлагаем главам территорий собрать сельский сход и заключить договоры с АТП на определенный объем перевозок.
Готовы ли сами автотранспортные предприятия области к работе с 1 января следующего года? В Даниловском АТП газете разложили по полочкам работу на маршруте Данилов – Макарово, где, по словам Александра Федорова, часто ходят полупустые автобусы.
– Из Данилова на Макарово у нас даже шесть рейсов в день, – поправил начальник Даниловского АТП Владимир Быстров. – Но автобусы идут через Макарово по разным маршрутам: один на Пречистое, другой дальше, в Семеновское. И получается, что ни один из этих рейсов нельзя сократить. На других пригородных маршрутах, таких как в Костюшино, Мишутино, Шаготь, Омелино, Марьино, мы уже сократили девять рейсов, оставив по два в день, меньше уж никак нельзя, связь-то должна быть внутри района.
Владимир Быстров рассказал, что в этих деревнях сельские администрации уже провели сходы, и люди договорились с АТП взамен сокращенных рейсовых автобусов пустить маршрутные такси. Но вся эта рационализация только лишь компенсировала повышение цен на бензин, которые в этом году выросли на 40 процентов. Все рейсы внутри района, даже у маршруток, – убыточные. На самых людных выручка покрывает 60 – 70 процентов затрат, а в среднем – только сорок.
Поэтому сельские транспортники все равно рассчитывают на поддержку бюджета, иначе не все маршруты удастся сохранить. В Даниловском АТП считают, что наполняемость автобусов пассажирами с 1 января резко упадет. Получив денежную компенсацию льгот, люди предпочтут лишний раз в больницу или магазин не ездить. А без выручки автопарк вымрет. Из 33 автобусов в Даниловском АТП в этом году «в живых» остался 21 «пазик», да и у тех 80 процентов износа.
Кстати, в бюджете Даниловского муниципального округа на 2005 год на поддержку пригородного сообщения средств не планируется, только на внутригородское. АТП надеется на вливания из областной казны.
В регионе для транспортников грядут тяжелые времена.
– Работающим на селе АТП придется нелегко выживать, – подтвердил заместитель директора ГУП «Яроблтранском» Олег Харламов. – И бюджет не резиновый. Мы предлагаем с 1 января сделать рыночными тарифы на междугородные перевозки, чтобы автопредприятия могли устанавливать цены на билеты в соответствии со своими затратами. Тогда дотации, которые сейчас получают междугородные автоперевозки, можно будет направить на поддержание социально важных сельских маршрутов.