Сегодня дивизион ТПС обеспечивает своей продукцией всех ведущих производителей двигателей для грузовых автомобилей в России и странах СНГ – «Автодизель», КамАЗ, «Алтайдизель», Минский моторный завод. Дивизион также входит в число основных поставщиков «АвтоВАЗа» и Заволжского моторного завода по прецизионным гидрокомпонентам и клапанным пружинам.
Итоги работы ЯЗДА и ЯЗТА за девять месяцев наглядно показывают эффективность управленческих подходов и решений новой команды топ-менеджеров дивизиона во главе с Алексеем Коромысловым. Он приступил к исполнению обязанностей генерального директора ЯЗДА и ЯЗТА 15 ноября 2002 года и продемонстрировал всем руководителям региона, насколько быстро и грамотно можно совершать преобразования на предприятиях.
Объем производства дивизиона ТПС за девять месяцев 2004 года вырос на 42 процента, а производительность труда увеличилась на 35 процентов. Выручка от реализации продукции возросла на 30 процентов и составила 1,958 млрд. рублей. При этом дивизион ТПС увеличил чистую прибыль за девять месяцев этого года на 519,5 процента – до 176,289 млн. рублей. Такая поразительная динамика роста объемов производства – сегодня редкость в нашей области. В России ожидается экономический рост в 7,2 процента, а здесь – все 40 процентов.
ЯЗТА и ЯЗДА стабильно выплачивают и увеличивают налоговые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды. При этом средняя зарплата повысилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50 процентов – с 4954 рублей до 7418. Это одна из самых высоких заработных плат в машиностроительном комплексе Ярославской области.
Сегодня компания готова работать с иностранными производителями топливной аппаратуры только на равных, в рамках сотрудничества и кооперации. Сейчас дивизион ТПС контролирует весь рынок производства топливных насосов в России и СНГ и не собирается его отдавать конкурентам.
За два года на предприятиях изменился состав товарной продукции. Дивизион ТПС – единственный производитель топливной аппаратуры для двигателей Евро-2 в России и СНГ. По словам Александра Новикова, технического директора компании, в этом году потребители существенно увеличивают объем заказов топливной аппаратуры стандарта Евро-2. Для КамАЗа выпуск такой продукции вырос в 2,1 раза, для «Автодизеля» – в 5,2 раза, для Минского моторного завода – в 1,8 раза.
Пока Правительство РФ не приняло постановление о запрете выпуска автомобилей и компонентов с характеристиками ниже стандарта Евро-2. Поэтому здесь выпускается продукция, соответствующая международным экологическим стандартам Евро-0 и Евро-1, но с 2005 года больше половины всего объема производства придется на более дорогую топливную аппаратуру Евро-2.
В перспективе компания готовится к тому, чтобы с 2006 года выпускать продукцию, отвечающую требованиям по экологии Евро-3. Дивизион ТПС – единственное предприятие в отрасли в России и СНГ, которое самостоятельно разработало и внедрило в производство продукцию стандарта Евро-3.
15 – 17 августа в г. Дмитрове Московской области прошли испытания новых двигателей Кам-АЗа мощностью от 280 до 360 л. с. с ярославской топливной аппаратурой и форсунками, соответствующими требованиям Евро-3. Прошли они успешно, скоро дивизион ТПС получит сертификат соответствия топливной аппаратуры требованиям стандарта Евро-3.
– Сейчас на КамАЗ поставлена первая опытно-промышленная партия новых насосов стандарта Евро-3, и в ближайшее время с конвейера автозавода выйдет первый грузовик, полностью отвечающий стандарту Евро-3, – сообщил Павел Лысенков, исполнительный директор. – Аналогичную работу по испытанию и поставке топливной аппаратуры стандарта Евро-3 мы проводим и с другими нашими главными потребителями – «Автодизелем», Минским моторным заводом.
По инициативе Алексея Коромыслова на базе холдинга «РусПромАвто» создана рабочая группа из представителей дивизиона ТПС, «Автодизеля», КамАЗа и Минского моторного завода по разработке общего подхода автопроизводителей к топливной аппаратуре стандарта Евро-4.
В этом году за девять месяцев дивизион ТПС вложил в действующее производство и перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 161,264 млн. рублей инвестиций. В первую очередь средства были направлены на приобретение нового оборудования для выпуска топливной аппаратуры стандарта Евро-2 как одного из самых ликвидных видов продукции компании. На эти деньги предприятия получают уникальные новейшие станки и обрабатывающие центры, которых не найти на других машиностроительных предприятиях России.
Как сообщил Александр Новиков, в дивизионе ТПС сформирован пакет инвестиционных проектов на 2005 год. Общий объем инвестиций запланирован в объеме 248 млн. рублей с ростом на 30 процентов к уровню этого года. Они будут направлены на решение трех задач: обязательные инвестиции в природоохранные мероприятия и охрану труда; развитие производства новых видов продукции, прежде всего топливной аппаратуры стандарта Ев-
ро-2; инвестиции в НИОКР.
Один из ключевых факторов успешной работы дивизиона ТПС – синергетический эффект, получаемый от фактического объединения ЯЗДА и ЯЗТА под эгидой единой компании. После включения предприятий в холдинг «РусПромАвто» были объединены усилия специалистов двух заводов для выпуска высококлассной топливной аппаратуры, отвечающей мировым стандартам по качеству и эксплуатационным параметрам.
– Мы концентрируем производственные мощности на базе ЯЗДА, перенося из центра Ярославля сборочное и прецизионное производства, выпуск стальных деталей и многие другие подразделения, – сообщил на встрече с журналистами Павел Лысенков.
Другим позитивным фактором стало активное внедрение на заводах системы бережливого производства, или производственной системы ТПС. Эта система работает по принципу – изделия должны производиться за короткое время и с минимальными затратами ресурсов. За счет внедрения в компании производственной системы ТПС здесь перешли на производство продукции под конкретный заказ и отказались от выпуска невостребованных изделий. Максимально сокращены запасы на складах, уменьшаются производственные площади, оптимизируются возможности производства, которые приводятся в соответствие с потребностями рынка.
– Внедрение производственной системы и стандартизация работы персонала позволяют высвободить около 30 процентов трудовых затрат и 40 процентов площадей, 28 – 30 процентов оборудования, – рассказал журналистам Александр Смирнов, глава дирекции по организации производственной системы компании. – При этом объем заданий для работников остается таким же. Мы создали кайзен-команды в каждом подразделении завода.
У них есть значительные ресурсы, большие полномочия, они могут вызвать любого руководителя для решения проблем, с них при этом огромный спрос. Это своего рода гвардия дивизиона ТПС, которая начала проводить масштабные внутренние преобразования.
Директор дивизиона ТПС Алексей Коромыслов признался, что сегодня идеи бережливого производства восприняты не только высшим руководством заводов, но и средним управленческим звеном.
– Они начинают вовлекаться в этот процесс постоянных совершенствований и, когда поймут, насколько неэффективно построены как работа оператора, так и технологический процесс, не смогут остановиться, – сказал глава компании.
Алексей Коромыслов привел пример, как на одном из производственных участков решали проблему нехватки людей и производственных мощностей. Когда там появилась кайзен-команда и начала проводить анализ работы подразделения, выяснилось, что загрузка некоторых работников составляет всего 20 процентов их рабочего времени, в отдельных случаях – до 50 процентов. Соответственно половину рабочего дня человек предоставлен сам себе.
– Мы пришли сюда, чтобы наши работники полностью выкладывались на производстве, – сообщил глава дивизиона ТПС. – Поэтому будем увеличивать рабочую нагрузку, и если кому-то это не нравится, будем искать другие кадры. Мы ждем на предприятие молодых, перспективных работников, которые готовы справляться с поставленными задачами.
Дивизион ТПС проводит активную социально ориентированную политику. Тот работник, который зарекомендовал себя с хорошей стороны, имеет довольно много благ помимо высокой зарплаты. Здесь поддерживают передовиков – есть доски почета, Аллея героев, стенды. Одновременно завод, преображаясь изнутри, изменяется снаружи – покрашены корпуса и производственные помещения, благоустраивается территория, сотрудникам выдается спецодежда, чтобы они трудились с хорошим настроением. В итоге здесь хотят создать такие условия труда, чтобы люди гордились тем, что они работают в компании.
В конце встречи с журналистами Алексей Коромыслов озвучил мечту – перевезти в Ярославль свою большую семью. Пока ему приходится разрываться между Ярославлем и Нижним Новгородом, что создает лишние трудности. Эту задачу он намерен решить в ближайшее время.