– Алексей Николаевич, каковы результаты работы дивизиона ТПС в первом полугодии 2005 года? Удается ли компании выполнять бизнес-план?
– Оперативные итоги работы предприятий за шесть месяцев этого года полностью укладываются в бизнес-план компании. Объем производства топливной аппаратуры в дивизионе ТПС за шесть месяцев 2005 года по сравнению с январем – июнем 2004го вырос на 7,8 процента и составил 59,657 тыс. штук, производительность труда увеличилась на 38,7 процента. Выручка от реализации продукции возросла на 15 процентов и достигла 1,444 млрд. рублей. При этом чистая прибыль за первое полугодие этого года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 17,3 процента и составила 169 млн. рублей.
ЯЗТА и ЯЗДА стабильно выплачивают и даже увеличивают налоговые платежи в бюджеты и внебюджетные фонды. При этом средняя зар-плата на предприятии повысилась по сравнению с прошлым годом на 24,6 процента – с 7201 до 8974 рублей. Это одна из самых высоких заработных плат в машиностроительном комплексе Ярославской области.
Хотел бы отметить, что в первом полугодии мы на новом уровне выстроили отношения с одним из главных наших заказчиков – ОАО «КамАЗ». В конце прошлого года оно отказалось принимать наши условия поставок топливной аппаратуры, заняв жесткую позицию. Мы отклонили предложения автозавода и приостановили поставки топливной аппаратуры. В итоге ОАО «КамАЗ» изменило свой подход к поставщикам, было выработано компромиссное решение о ценовой политике. Сейчас готовится к подписанию трехлетнее соглашение о поставках продукции.
– Под эгидой дивизиона «Топливоподающие системы» продолжается объединение двух предприятий, выпускающих топливную аппаратуру, – ЯЗТА и ЯЗДА. Как проходит реструктуризация бизнеса?
– Мы ощущаем синергетический эффект от слияния двух заводов, которые объединяют свои конкурентные преимущества, ресурсы и человеческий потенциал. По решению холдинга «РусПромАвто» у нас внедряются производственная система фирмы «Тойота» и философия «бережливого производства». Все наши руководители прошли обучение, в компании разработана производ-ственная система «Топливоподающие системы», создана специальная дирекция по внедрению ее принципов в каждом подразделении предприятия.
Внедренная производст-венная система предполагает, что любой новый продукт будет разработан в минимальное время, с минимальными затратами, а также удовлетворит заказчика по срокам поставки и по качеству. Производственная система позволяет уменьшить себестоимость и повысить качество продукции. В советское время было массовое производство, создавались заделы на всех технологических этапах, существовали большие запасы на складах, где «замораживались» огромные финансовые средства. Система бережливого производства дей-ствует по принципу – изделие должно производиться за короткое время и с минимальными затратами ресурсов. За счет внедрения в компании производственной системы мы перешли на производство продукции под конкретный заказ и отказались от выпуска невостребованных изделий. Максимально сокращены запасы на складах, уменьшаются производственные площади, оптимизируются возможности производства.
Впервые принципы бережливого производства были разработаны и внедрены 50 лет назад в японской автомобильной фирме «Toйота» ее основателем Таити Оно. 15 – 20 лет назад эта философия очень быстро была принята в Европе и Америке, были созданы специальные институты в США, Великобритании и других развитых странах. Они изучают внедрение на предприятиях принципов бережливого производства и кайзена, их влияние на повышение эффективности работы компаний.
Дивизион ТПС настолько глубоко занимается внедрением принципов производственной системы, что руководство холдинга «РусПромАвто» и его главный акционер – компания «Базовый элемент» предложили нам собственных консультантов для реализации проекта реструктуризации бизнеса. На базе дивизиона ТПС создан центр по обучению и внедрению принципов бережливого производства, где будут получать новые знания и навыки работники и управленцы как холдинга «РусПромАвто», так и всех предприятий, входящих в компанию «Базовый элемент». Глава этой компании Олег Дерипаска очень много делает для формирования нового класса менеджеров, которые могли бы возродить устаревшую и разваливающуюся производственную структуру, доставшуюся нам в наследство от прошлых времен.
Для обучения была сформирована группа ведущих и перспективных руководителей предприятий алюминиевой, машиностроительной и других отраслей бизнеса, подконтрольных компании «Базовый элемент». Эти менеджеры получают образование по программе МВА в учебном центре при МГУ имени Ломоносова. Если до сих пор создавались группы специалистов в области финансов и IT-технологий, то теперь впервые в России была сформирована группа из специалистов по производству. Это очень важно, потому что невозможно поднять отечественную экономику, машиностроение без нового пласта хорошо обученных управленцев, которые стали бы передавать свой опыт и знания специалистам на предприятиях. Сейчас эта группа прибыла на двухнедельный учебный курс в наш учебный центр. Преподают им иностранные специалисты кайзен-института из Швейцарии, которые консультируют про-изводственную компанию «Bosch».
Ведущие менеджеры предприятий холдинга «Базовый элемент» обучаются нескольким инструментам бережливого производства, в частности системе «5S», которая входит в управление обслуживанием оборудования. Специалисты разделены на две группы: первая внедряет систему «5S» в подразделения офисного управления предприятия, а вторая на производственном уча-стке учит операторов правильно обслуживать станки и оборудование. Эта система предусматривает несколько последовательных шагов: чистка станка (у нас это делали вместе руководители предприятия и рядовые работники), выявление неисправностей (они обозначаются красными маркерами, наклеиваемыми на станки), разработка программы усовершенствований и сетевого графика их внедрения, обустройства рабочего места и т. д. Цель обучения – добиться того, чтобы сам оператор самостоятельно обслуживал оборудование.
Со специалистами кайзен-института подписан контракт на год и три месяца. В течение года они обучают наших специалистов, а потом контролируют, как мы внедрили у себя принципы производственной системы. Сегодня кайзен-ин-ститут работает и на других предприятиях холдинга «РусПромАвто», создан управляющий комитет производственной системы холдинга, заседания которого проводятся раз в месяц на различных предприятиях. В июле его заседание пройдет в Ярославле на базе дивизиона ТПС.
– Правительство РФ одобрило стратегию развития автомобильной отрасли до 2010 года. Каковы пер-спективы развития дивизиона ТПС в рамках объявленной стратегии?
– У нашей компании очень четкие и ясные перспективы. Дивизион ТПС занимает практически монопольное положение на отечественном рынке топливной аппаратуры. Сегодня предприятия являются единственным производителем топливной аппаратуры для двигателей Евро-2 в России и СНГ. В настоящее время бизнес дивизиона ТПС удерживает около 65 процентов рынка топливоподающих систем для дизельных двигателей. За счет роста выпуска продукции стандарта Евро-2 для Минского моторного завода, ОАО «Автодизель» и ОАО «КамАЗ» мы планируем увеличить свое присутствие на рынке до 85 процентов.
Никто, кроме нас, не может производить топливную аппаратуру стандарта Евро-2. Наша компания готовится к тому, чтобы с 2006 года выпускать продукцию, отвечающую требованиям по экологии Евро-3. Дивизион ТПС – единственный производитель в России и СНГ, где самостоятельно разработали и внедрили в производство продукцию стандарта Евро-3. Это стало возможным после модернизации действующих моделей топливной аппаратуры, установки электронной системы управления, состоящей из отечественных комплектующих.
Дивизион ТПС получил сертификат соответствия топливной аппаратуры в рамках двигателя КамАЗа требованиям стандарта Евро-3. Камский автозавод уже начал производ-ство автомобилей с нашей новой разработкой. Аналогичную работу по испытанию и поставке топливной аппаратуры стандарта Евро-3 мы проводим с другими нашими главными потребителями – ОАО «Автодизель» и Минским моторным заводом. Экологические нормы Евро-3 в России планируется ввести с 2007 года. К этому времени дивизион ТПС будет готов к серийному производству такой топливной аппаратуры.
– Какова долгосрочная стратегия развития дивизиона ТПС? Есть ли у вашей компании планы по созданию совместных производств с ведущими зарубежными производителями топливной аппаратуры?
– При вступлении России в ВТО на рынок более активно будут приходить иностранные производители, которые сегодня вкладывают значительные средства в ноу-хау и НИОКР. Дивизион ТПС также не стоит на месте и ведет работу по созданию новых собственных продуктов. Инженерные и кон-структорские службы разрабатывают новые продукты – насос-форсунку и топливные насосы высокого давления с электронной системой управления, отвечающие современным экологическим и экономическим требованиям. Мы считаем, что заводы должны получать качественную топливную аппаратуру нового поколения. Ее базовая конструкция должна быть унифицированной, но иметь различные модификации для конкретных производителей двигателей.
Одновременно мы начали реализацию проекта с участием технологий и ноу-хау ведущих зарубежных производителей. В рамках создания в ОАО «ГАЗ» серийного лицензионного производства двигателей ГАЗ-560 «Steyr» на базе нашего предприятия создается серийное производство насосов-форсунок по лицензии фирмы «SteyrMotors». С немецкой компанией достигнуто соглашение о предоставлении дивизиону ТПС технической помощи в организации работ по подготовке производства нового продукта. В настоящее время заводы дивизиона уже начали экспериментальное производство этого изделия. Сейчас собираются первые 200 насосов-форсунок.
В этом году мы должны выпустить из закупленных деталей и узлов около 1000 насосов-форсунок. План на 2006 год – 52 тысячи изделий. В итоге реализации проекта в Ярославле в ближайшие два-три года будет создано самостоятельное производство насоса-форсунки немецкой фирмы «Steyr» мощностью до 600 тысяч комплектов в год. Мы планируем начать выпуск продукции в начале 2006-го, а в середине следующего года организовать поставку промышленных партий насосов-форсунок ОАО «ГАЗ». Этот проект позволит увеличить объемы производства дивизиона ТПС на 60 процентов. Объем инвестиций в реализацию проекта составляет около 20 млн. долларов.
– В начале этого года было объявлено о переговорах холдинга «РусПромАвто», немецкой компании «Robert Bosch» и дивизиона ТПС по созданию совместного производства топливной аппаратуры. Как реализуется проект?
– Мы с партнерами подписали соглашение о конфиденциальности и не можем разглашать детали договоренностей. Работа по реализации этого проекта идет.
* * *
Дивизион «Топливоподающие системы» обеспечивает топливной аппаратурой всех крупных производителей дизельных двигателей в России и в СНГ – «Автодизель», «Кам-АЗ», «Алтайдизель», Минский моторный завод. Дивизион является одним из основных поставщиков «АвтоВАЗа» и Заволжского моторного завода (основного поставщика ГАЗа) по прецизионным гидрокомпонентам и клапанным пружинам.
//Беседовал Евгений СОЛОВЬЕВ.