В Рыбинске, недалеко от бассейна «Сатурн» на строительной площадке при прокладке подземных коммуникаций из толщи земли... вывалился гроб. Потрясенные находкой строители вызвали милицию. Дело было в минувшую пятницу поздно вечером, на место тут же выехали оперативники и сотрудники прокуратуры. В глубоком котловане были обнаружены четыре гроба. Они лежали в земле как попало, не так, как положено на кладбище. Извлечь из земли смогли только два, другие не тронули, чтобы не обрушились стенки котлована. Как сообщил рыбинский прокурор Михаил Назаров, его ведомство ведет проверку с привлечением специалистов архитектуры и сан-эпидслужбы. Согласно закону о здравоохранении и постановлению Минздрава, обнаруженное захоронение должно быть зарегистрировано, останки подлежат перезахоронению, а участок – последующей рекультивации. Все это ложится на плечи рыбинских властей.
Мы провели собственное расследование. Оказалось, что в архитектурных архивах нет никаких сведений о существовании здесь кладбища. Но рыбинский историк Юлия Ивановна Чубукова рассказала, что на территории рыбинского моторостроительного завода еще до его закладки стояло село Иваново, центр большой Ивановской волости. Там, где сейчас располагается шестой сборочный цех, тогда стояла церковь Илии Пророка, построенная в 1722 году, еще в Петровы времена, в память об одной из фрейлин императорского двора. А рядом с церковью – кладбище.
Один из старейших жителей Рыбинска Николай Михеевич Стекольщиков рассказал нам (а ему рассказали родители), что это Ивановское кладбище не выходило за нынешние границы завода. А там, где обнаружены гробы в котловане, был отдельный погост, на котором хоронили холерных больных. На нем не было никаких памятников, камней или крестов – только холмики. Здесь же в первые годы советской власти нашли последнее пристанище участники белогвардейского мятежа.
Людмила Павловна Иванова добавила к этому, что на нынешней территории завода был лагерь военнопленных – рядом с тюрьмой, где сидела Лидия Русланова. Весной 1944 года пленных немцев привезли сюда по железной дороге и двое суток продержали в вагонах без пищи и воды. Протягивая сквозь доски часы и прочие вещи, они меняли их на воду. Местная ребятня подкармливала измученных людей. Много их тогда поумирало. Потом их повели в баню, до которой тоже дошли не все. Так вот, этих самых первых погибших военнопленных хоронили на «холерном» кладбище. Позже для пленных был устроен свой погост, который располагался на нынешней территории ОАО «РУМСР».
По одной из версий, на месте котлована хоронили и солдат, скончавшихся в военном госпитале, который располагался неподалеку.
В конце сороковых годов в этом районе шло бурное строительство жилья. На схеме проекта планировки поселка Северный города Щербакова 1948 года видно, что стройплощадка жилого массива подходит вплотную к этому захоронению. Но никаких обозначений кладбища на схеме нет. Не наткнуться на гробы тогдашние строители никак не могли. Скорее всего, информация о том, что жилые дома строятся на человеческих костях, тщательно скрывалась или была уничтожена. А память человеческая жива! Мы уверены, что в Рыбинске и за его пределами живут свидетели тех лет, которые помогут нам восстановить этот пропавший кусочек рыбинской истории.