Достижения отечественной автопромышленности продемонстрировали 584 предприятия и фирмы из 65 городов России. Среди них «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», «ПАЗ», «КамАЗ», «ИЖ-Авто», «АМО «ЗИЛ». Товар лицом показали и ярославские производственники, в частности дивизион «Топливоподающие системы».
Безусловно, выставка «Мотор Шоу-2004», которая проводится, в отличие от «Автосалона», по четным годам, – это главное событие года для российских автомобильных производителей, а также для всех отечественных компаний, представляющих свою продукцию на авторынке. О высоком статусе выставки свидетельствует и тот факт, что 26 августа (кстати, в день приезда в Экспоцентр на Красной Пресне делегации ярославских журналистов) ее посетил и выступил на пресс-конференции полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Не преминув заметить, что «более 80 процентов россий-ского автомобилестроения расположено на территории этого округа», Сергей Владиленович изложил свое понимание того главного в отечественном машиностроении, что происходит на сегодняшний день.
– Государство не только четко два года назад проанализировало ситуацию, когда российское автомобилестроение могло быть ввергнуто в жесточайший кризис, но и предприняло адекватные меры в виде повышения пошлин на подержанные иномарки, – сказал С. В. Кириенко.
Он отметил, что курс правительства на поддержку отечественного автопрома начинает давать результаты. Хотя, по словам Кириенко, была опасность, что после повышения пошлин российские автозаводы не сумеют этим разумно воспользоваться, то есть не увеличат инвестиции, не повысят качество продукции, а просто пересидят эту пару лет, пассивно пожиная сладкие плоды волевого правительственного решения, и в итоге ничего на наших предприятиях не изменится. Но произошло иное: российские заводы умело использовали благоприятную для них паузу и возможность, предоставленную государством. В последнее время в сфере автостроения наблюдается не только существенный рост объемов производства (на 10 – 20 процентов), но и на порядок повысилось качество продукции. Да и по ценовым показателям есть большой прирост, главным образом за счет расширения модельного ряда. И в самом деле, ассортимент и внешний вид наших легковых и грузовых автомобилей, автобусов заметно расширился и улучшился. Выпускаемые в России автобусы практически закрывают внутренние потребности в этом виде пассажирского транспорта. Кириенко особо отметил, что «наметившийся прорыв в первую очередь относится к группе «РусПромАвто». Сергей Владиленович, назвав в числе несомненных лидеров этого автохолдинга Горьковский автозавод, привел всего одну, но весьма красноречивую цифру:
– Если в прошлом году вся прибыль горьковских автопроизводителей составила 420 млн. рублей, то по итогам первого полугодия нынче они только налогов заплатили столько же...
Без всяких натяжек слова похвалы высокопоставленного чиновника представители ярославского дивизиона «ТПС» могут отнести и на свой счет, поскольку ярославские производители топливных насосов с некоторых пор успешно работают в одной связке с нижегородскими автомобилестроителями, безоговорочно приняли на вооружение опыт «газовиков», которые уже второй год с успехом внедряют у себя (создано на ГАЗе 56 эталонных участков) наиболее эффективную систему организации про-извод-ства с использованием передового опыта крупнейших компаний мира. Как известно, самая продвинутая в мире система «Бережливое производство», разработанная в Японии, все успешнее и продуктивнее внедряется и на ярославском предприятии, которым руководит генеральный директор Алексей Николаевич Коромыслов. Напомним, эксперимент по внедрению этой системы вслед за нижегородцами на ЯЗДА был начат на участке кулачковых валов цеха стальных деталей, и сейчас это новшество благодаря четкой координации усилий высококвалифицированных заводских специалистов постепенно получает постоянную прописку в дивизионе «ТПС». Образно говоря, философия нового, суперрационального подхода к производству все быстрее овладевает массами этого, одного из самых успешных в своей отрасли предприятия России. Не случайно ведь присутствовавший на пресс-конференции в столичном Экспоцентре исполнительный директор ОАО «ЯЗТА» и ОАО «ЯЗДА» Павел Анатольевич Лысенков сказал журналистам, прибывшим из многих областей:
– Ярославский дивизион «Топливоподающие системы» – одно из успешно развивающихся направлений деятельности «РусПромАвто». В настоящее время дивизион «ТПС» – единственное предприятие в нашей стране, которое поставляет на авто и моторные заводы России и СНГ топливную аппаратуру, в полной мере соответ-ствующую требованиям Евро-2.
Без преувеличения можно сказать, что на московской выставке стенд, где демон-стрировалась ярославская топливная аппаратура, пользовался повышенным вниманием. Чтобы получить консультацию, взять интервью у специалистов, «дежуривших» у этого стенда, приходилось вставать в очередь. Знакомые силуэты серебристого цвета изделий ярославских топливщиков как магнитом притягивали заинтересованных в контактах с ярославцами производственников с российских предприятий. Дивизион «ТПС» демонстрировал на этот раз свыше 30 экспонатов – продукцию, выпускаемую на ярославских заводах дизельной и топливной аппаратуры, составляющих сейчас единый производственный организм. Среди выставочных экзем-пляров – топливные насосы высокого давления (ТНВД), форсунки, плунжерные пары, нагнетательные и гидронатяжительные клапаны и т. д. От разнообразия представленных на выставке топливных насосов буквально в глазах рябит. Среди них несколько моделей ТНВД семейства «Компакт-40», сертифицированных в составе двигателя ЯМЗ на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 49-02В (Евро-2), применяющихся, в частности, на автомобилях и автобусах Минского автозавода. Представлены были на выставке также модели ТНВД с вертикальным расположением плунжерных пар семей-ства «Компакт-32», сертифицированных в составе двигателя УП «ММЗ», отвечающие требованиям Евро-2 и применяемые на автомобилях ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ, автобусах ЛАЗ... Удовлетворяет высоким эксплуатационным требованиям и ряд ТНВД V-образного сечения, устанавливающихся на V-образные дизельные и гидролизные двигатели.
Тем, кто подходил к стенду, безупречно оформленному ярославскими демонстраторами техники, и хотел по-знакомиться с дальнейшими производственными планами наших топливщиков, популярно разъясняли, что коллектив дивизиона «ТПС» намерен планомерно осваивать европейские стандарты экологической безопасности Евро-1 и в большей мере – Евро-2 и всерьез нацелился на производство ТНВД, отвечающих и более высоким стандартам.
Сразу после пресс-конференции журналисты уверенно вырулили к ярославскому стенду и взяли в полон начальника управления сервиса и гарантийного обслуживания топливной аппаратуры Льва Ивановича Сахарова, Павла Анатольевича Лысенкова и заместителя директора ООО «Управляющая производ-ственно-торговая компания «ТПС» Владимира Борисовича Григорьева. В частности, журналисты интересовались, как долго некоторые представленные на выставке образцы насосов будут оставаться образцами.
– Уже с этого года мы готовы полностью производить все демонстрируемые в Экспоцентре образцы, которые удовлетворяют требованиям Евро-2, – сказал Лев Сахаров. – Тем более такое решение своевременно, что где-то к концу этого года должно выйти постановление Правительства РФ, которое, по сути дела, продекларирует прекращение выпуска двигателей, оснащенных ТПС с низкими параметрами.
– Это постановление не застанет нас врасплох, – подчеркнул Л. И. Сахаров. – Мы можем в полном объеме предъявить продукцию нашего дивизиона, удовлетворяющую требованиям Евро-2.
Надо сказать, что в настоящее время производственные мощности дивизиона «ТПС» намного превышают возможности потребителей топливных насосов с надежной ярославской маркой. Сейчас за ворота дивизиона выходит лишь 20 процентов того, что предприятие способно производить.
– Если подтянутся, созреют наши потребители, мы готовы уже до конца 2004 года выйти на 80 процентов продаж, для этого у нас есть все предпосылки, – сказал Са-харов.
Вопрос о повышении качества продукции, по словам Льва Ивановича, – «категория, само собой разумею-щаяся».
– Мы, машиностроители, такие же люди, с обыкновенными легкими и поэтому тоже хотим дышать свежим воздухом. Переход аппаратуры на любую новую ступень обязательно сопряжен с повышением качества изделия. То есть замышляя что-то новое, мы непременно думаем о качестве. Это процесс параллельный, одно неотделимо от другого. Принцип «мощность двигателя любой ценой», как это было в не такие уж далекие советские времена, неприемлем. Сейчас подобный подход, считаю, просто невозможен.
Пресловутому «валу» без учета интересов потребителей на современных, высокотехнологичных предприятиях, к категории которых с полным правом можно отнести дивизион «ТПС», уже нет места. Идет кропотливая, индивидуальная работа с конкретным потребителем, который решает, какая именно нужна ему продукция – будь то двигатель, или топливный насос к нему, или запчасти для аппаратуры...
– Но в то же время это вовсе не значит, что производитель должен безоглядно идти на поводу у потребителя, – говорит В. Б. Григорьев, представляющий интересы «ТПС» на рынке.
Он имеет в виду, что в интересах общего дела «продавцы» пытаются деликатно «навязывать» потребителям ту топливную аппаратуру, которая отвечает самым высоким требованиям с точки зрения сохранения экологически чистой окружающей среды. Всем, кто в ходе выставки подходил к стенду дивизиона «ТПС», представители ярославской фирмы старались внушить, что дивизион вполне способен гибко и быстро реагировать на потребности рынка. Если рынок созреет для продукции Евро-3, дивизион мгновенно откликнется на эту потребность. Параллельно идущая работа и планово, и на перспективу дает возможность удовлетворять как сиюминутные, так и потенциальные потребности рынка.
Для высококвалифицированного, безоговорочно принявшего вслед за Горьков-ским автозаводом новую философию производства освоение в дальнейшем изделий, способных удовлетворять требованиям Евро-4, Евро-5 и т.д., сегодня не является недостижимой мечтой.
Московская выставка была для ярославских производителей топливной аппаратуры весьма ценным меро-приятием. Для потенциальных потребителей представители дивизиона, как говорится, с «козырными картами» в руках постарались создать верное представление о нынешнем статусе дивизиона, завязать полезные контакты. Был показан товар лицом через демонстрируемые на стенде образцы, красочную буклетную продукцию, через устное общение профессионалов, говорящих на понятном им языке. Таким образом, потребители (как действующие, так и потенциальные) получили дополнительные сведения о достижениях ярославцев, о действительно высоком качестве продукции, о ближайших перспективах предприятия.
– Во время такого непосредственного общения быстро выясняется, «кто есть кто». Иными словами – кто производит по-настоящему высококачественную продукцию, а кто – пиратскую, низко-пробную, – сказал Владимир Григорьев.
Конкретные контакты в ходе выставки завязались, к примеру, с Самарским автобусным автоцентром, продолжаются продуктивные переговоры со всемирно известной фирмой BOSСH, где есть общие интересы, намечены даже некоторые инвестиционные программы. И конечно же, все более тесным становится сотрудничество с флагманом «РусПромАвто» – ГАЗом. В частности, обсуждаются совместные планы по оснащению газовских двигателей малого размера ярославской топливной аппаратурой.
В продукции дивизиона «ТПС» практически нет кон-структивных дефектов. Значит, назрела задача так научить работать инженеров, мастеров, рабочих дивизиона, чтобы человеческий ресурс соответствовал идеальной кон-струкции изделий. Принятая на вооружение дивизионом «ТПС» новая философия под названием «Бережливое производство» как раз и призвана максимально приблизить ярославскую работу как командиров, так и рядовых бойцов дивизиона «ТПС» к идеальной.