Кто это выдумал, будто ярославской индустрии гостеприимства нехватает фантазии? Не далее как в прошлом году в рыбинском казино «Альбион» публике презентовали тараканьи бега. Об известном по периодике сенсационном факте возрождения любимой страсти русских аристократов-эмигрантов первой волны оповещает читателей ипервый в своем роде сборник статей «Туризм в Ярославском крае», изданный к краеугольной дате – 10-летию начала госуправления туризмом в нашей области.
Стали ли бега бравых усачей объектом туристского интереса или спрос тут сугубо локальный и к нашей теме прямого касательства не имеющий? Ответа на подобный, согласитесь, вполне нормальный читательский вопрос мы в новой книге, как ни странно, не нашли. Что-то вразумительное о спросе на тот или иной вид услуг въездного и внутреннего туризма в фолианте на четыреста страниц искать надо как иголку в стоге сена.
О самом главном для туризма как отрасли рыночной – о том, кто он, наш гость, что ищет он в краю далеком, что хочет увидеть, пережить и понять для себя в тысячелетнем Ярославле, в древних городах края, в нашей сельской и лесной глубинке, мы в новом издании со столь многообещающим подзаголовком «История, проблемы, перспективы» не найдем почти ничего.
Хотя, казалось бы, накопленный опыт взялись осмыслить люди, знающие дело досконально: не только специалисты-практики (среди них есть и члены, и сам вице-президент Национальной академии туризма Юрий Путрик), но и ученые – экономисты, психологи, культурологи, историки, музейные работники, в том числе и зарубежные.
Жизнь, увы, часто совсем по-разному видится с улицы и из окон служебного кабинета или даже вузовской аудитории (об этом шла речь в публикации «Туристский тупик» – «Северный край», 16 июня). Усыпляющего воздействия цифр неуклонного роста отрасли по годам, вычисленных по старозаветному и очень затратному правилу «от достигнутого», не избежали ни заместитель директора департамента Владимир Праздников в своем обзоре динамики туристической индустрии области за десятилетие реформ, ни авторы статей по «актуальным проблемам» развития туриндустрии в исторических городах Углич, Переславль-Залесский, Рыбинск, Ростов, Тутаев (Романово-Борисоглебск).
В цивилизованных странах один турист дает работу примерно десятку местных жителей, причем главным образом молодым, что очень ценно. А скольким у нас-то? Прямого сопоставления, ясное дело, слишком невыгодного для нас, сборник не дает. Есть в нем статья с анализом (!) работы гостиниц штата Западная Вирджиния (США). Обещанный в заголовке автором ярослав-ским специалистом Николаем Галимским «сравнительный анализ» сведен до одной уклончивой фразы: «В целом сравнение с российскими гостиницами не будет очень корректным, особенно того, что касается качества предоставляемого сервиса».
А как же без такого сравнения собираемся мы догонять Америку? Ведь только каждый третий приехавший к нам турист ночует в ярославской гостинице, а не где-нибудь в Костроме: у нас дорого и комфорт не тот. Вот еще читательское наблюдение. Чуть больше повезло в сборнике одному из новых видов туризма – экологическому, то есть щадящему природу, такому, когда автобус не чадит, туристы берегут энергию и воду и мусора на маршруте не оставляют.
Завкафедрой ЯГПУ имени К. Д. Ушинского Верой Морозовой предпринята попытка – лучше поздно, чем никогда, – договориться о понятиях и прин-ципах экотуризма. Дает она и анализ его богатейшей базы развития в Ярославском регионе: у нас больше четырехсот особоохраняемых территорий, включая национальный парк «Плещеево озеро» и Дарвин-ский заповедник. Как этот щадящий туризм в наших краях выглядит воочию, рассказала в своих заметках заместитель директора национального парка Марина Зюзина. За лето и осень прошлого года служащие парка «Плещеево озеро» вывезли 70 телег с мусором, оставленным по берегам туристами.
В общем, рост у нас в туристической отрасли непрерывный и, как всегда, крутой, но имеются отдельные недостатки. Хламостим на берегах заповедного озера. Дорог все больше, только не по всем можно проехать, куда требуется. Автобусы нечадящие – все импортные. Гостиницы так себе, зато дорогие. В исторических городах не хватает ни кафе европейского класса, ни общественных туалетов, за какие нам не было бы стыдно.