Предприятие планирует уже в июне ввести в эксплуатацию завод по производству строительной техники. Сейчас ведётся интенсивная работа по завершению строительных работ, в том числе по обустройству автодороги от улицы Пожарского, где находится предприятие, до федеральной трассы Ярославль – Кострома, включённой в состав имущества казны города Ярославля. Японцы захотели уточнить некоторые вопросы, связанные с этой дорогой, а для начала познакомили мэра, прибывших с ним специалистов и журналистов с заводом.
Экскурсия оказалась очень интересной. Внешне завод представляет собой ничем не примечательный, очень длинный ангар, вставший за пивзаводом. Однако внутри он начинает удивлять уже с первых шагов. Из очень просторного светлого холла попадаешь в большое помещение, где за столами сидит практически весь инженерный персонал предприятия. Здесь же рабочее место генерального директора, практически ничем не выделяющееся среди других. Рядом, за лёгкой перегородкой, скромный зал для переговоров. В него нас пригласили в конце визита, но прежде всего мы увидели производство.
Огромное помещение ангара – 250 метров длиной – внутри оказалось никак не перегорожено. Весь завод под одной крышей. Значительная часть его уже уставлена оборудованием – огромными, очень красивыми машинами, которыми управляют компьютеры.
Господин Ясухиса Цукамото проводил экскурсию лично и обратил особое внимание на громадные, с двухэтажный дом величиной, сварочные роботы, заметив при этом, что это самое новое оборудование в мировой группе «Комацу». И в дальнейшем он каждый раз подчёркивал: в Ярославле всё наиновейшее. Вот ещё один сварочный робот, который запросто поворачивает во все стороны деталь весом в несколько тонн. Работает по программе без оператора со скоростью, лучшей в мире.
Роботизированную сварку гостям продемонстрировали в действии, заметив, что таких машин в самой Японии пока не больше двух. Среди конкурентов такой технологией не владеет никто.
Вокруг всё сияет невиданной для наших заводов чистотой. Ни капли машинного масла, никакого запаха даже рядом с окрасочной камерой.
– Мы вынуждены пользоваться растворителями, – извиняющимся тоном обронил директор. – Выход нашли в том, что каждая порция растворителя используется два раза, а потом сжигается.
Здание рассчитано на температуру минус 30 градусов снаружи, но даже тогда внутри будет стабильно плюс 20. Завод готов уже на 90 процентов. С учётом того, что первый колышек был забит год назад – впечатляет. В апреле с конвейера сойдёт первый экскаватор, а официальный пуск предприятия запланирован на начало июня.
Самая крупная модель из тех, которые «Комацу» будет производить в Ярославле, – 40-тонный экскаватор. Богатырь, отдельные узлы которого весят 10 тонн – такие машины пользуются особым спросом при прокладке трубопроводов. Раскрой металла планируют брать у «Северстали». По словам японцев, качество этого металла полностью соответствует мировым стандартам, а в некоторых случаях и превосходит их.
Уже подготовлено место для участка, где будет организовано производство погрузчиков. Совмещение производства крупногабаритной и малой техники на одном заводе в практике «Комацу», фирмы, работающей во многих странах, будет осуществлено впервые.
Ярославский завод «Комацу» рассчитан на выпуск 3 тысяч экскаваторов в год и 7 тысяч погрузчиков. Это будет достигнуто, конечно, не сразу, а за два-три года.
Сейчас здесь работают 120 человек, к концу года станет 160 – 170. Японцы высоко отзываются о выпускниках ЯГТУ. Как сказал г-н Цукамото, они прямо со студенческой скамьи способны использовать трёхмерное программное обеспечение.
– Одна из причин, почему был выбран для строительства завода именно Ярославль, – наличие у вас авторитетного технического университета.
В заключение визита состоялось обсуждение вопросов, связанных с дорогой, имеющей важное значение и для завода, в частности для доставки рабочих, и для города в целом. По словам Виктора Волончунаса, все связанные с этим вопросы решаемы и к июню будут сняты. Речь шла об освещении дороги, продлении или прокладке новых маршрутов автотранспорта, о связанных со всем этим финансовых проблемах, форма участия сторон в решении которых будет определена в самое ближайшее время.
Мэр выразил удовлетворение активным процессом подготовки производства. Он отметил качество строительства, в ходе которого ярославские строители получили дополнительный опыт работы.
– Мы видим, что имеем дело с аккуратными и порядочными партнёрами. А намеченный ими на будущее товарооборот
3 миллиарда рублей в год – очень хорошая перспектива, к которой действительно стоит стремиться.