– Николай Алексеевич, перед интервью мы обошли несколько цехов ЯМЗ и поговорили с рабочими. Многие из них заметили, что на предприятии стало больше порядка и изменилось отношение к дисциплине. При этом люди сетуют, что объем работы растет, а зарплата нет. Что вы на это скажете?
– Любой работник по определению хочет за свою работу получать больше. На нашем предприятии на протяжении ряда лет сложилась парадоксальная ситуация, когда люди приходили на завод на восемь часов, а работали из них только пять. При этом зарплата им платилась за весь рабочий день. Сейчас мы постепенно ликвидируем все простои и загружаем людей работой. Если раньше они трудились пять часов, то теперь шесть, но еще не восемь. Вот и весь парадокс. Конечно, они стали больше работать, чем раньше.
Наша цель – добиться полноценной загрузки работников в течение всех восьми часов. Добьемся этого, и тогда можно говорить о существенном увеличении зарплаты, которую мы и так повысили на 28 процентов. Сегодня средняя зар-плата производственных рабочих составляет около 10,7 тысячи рублей, у остальных – 9,8. Это вполне достойная оплата труда, что было подчеркнуто на конференции трудового коллектива. Мы не собираемся останавливаться и в 2006 году. У нас четкая установка – рост зарплаты должен опережать уровень инфляции. Если этого не делать, то люди просто убегут.
Каждый работник предприятия должен понимать, что день-ги на зарплату не сыплются к нам с неба или выделяются акционерами. Мы их зарабатываем сами. Поэтому задача каждого – делать очень каче-ственную продукцию, которая должна продаваться на рынке. Если будем работать лучше, будет выше зарплата. Результат зависит от каждого.
У нас в производстве двигателей непосредственно занято около 5 тысяч рабочих. Сборкой занимаются по всей цепочке около 400 человек. Если хотя бы один из них, например, плохо отрегулировал двигатель, то он ушел в брак. Тогда все эти люди, кто поставлял для этого мотора детали, участ-вовал в сборке его узлов, не должны получить зарплату. А они говорят: дай. А откуда возьмутся деньги, если мы не продали двигатель? Когда эту реальную экономику поймет каждый, тогда все будет ясно, просто и понятно.
– В этом году предприятие снизило численность работников с 19 до 16,5 тысячи человек. Какая политика по высвобождению рабочих будет проводиться в 2006 году?
– Я никогда не был сторонником тотальных сокращений. Возможный резерв оптимизации численности персонала – увеличение эффективности работы каждого человека, который, повторюсь, должен трудиться не пять-шесть часов, а все восемь. Тогда все лентяи и тунеядцы могут оказаться лишними. Но я никогда не был сторонником массовых сокращений, поскольку это приведет к ухудшению социальной обстановки в Ярославле.
– А если вам акционеры скажут при подведении итогов года: Николай Алексеевич, все нормально, но надо повысить производительность труда за счет сокращения персонала. В 2006 году вам надо избавиться от трех тысяч работников…
– Я считаю, что наши акционеры прекрасно понимают негативные последствия подобных акций. В России люди долго терпят, но потом могут восстать. Я прошел через все забастовки, митинги, голодовки и перегораживание железных дорог и не хочу, чтобы у нас в городе из-за увеличения безработицы выросла преступность на улицах. Моя политика по отношению к работникам предельно ясна – мы ужесточаем трудовую дисциплину. Всех пьяниц, воров и разгильдяев будем увольнять. Если можно перевоспитать – будем пробовать, но второй раз поймали – за ворота. Все сохранившиеся деньги будут поделены между членами бригады.
– Удалось ли за этот год сократить процент брака в готовой продукции?
– На заводе есть реальные позитивные изменения: мы планомерно сокращаем долю брака в готовой продукции и производстве отдельных деталей и узлов. Особенный прог-ресс есть в литейном производстве, где снижение брака составило около 15 процентов. На 2006 год мы за счет модернизации литейного производ-ства и замены устаревших технологий и оборудования планируем снизить процент брака отливок до 5 – 7, тогда как сегодня он доходит по отливкам головки блока до 25 – 30. Это даст огромный экономический эффект – экономия около 350 миллионов.
Одновременно с модернизацией производства мы очень резко повысили требовательность и ужесточили технологическую дисциплину. Если работник в миксер с расплавленным металлом будет добавлять легирующих элементов меньше положенного, то такое нарушение нормативов приводит к браку. В результате вся бригада не получает зарплату.
В следующем году рекон-струкция литейного производ-ства будет завершена. Будут оптимизированы технологические процессы в производ-стве коробок передач, введено новое оборудование в кузнице. Всего в 2006 году в обновление производственных мощностей будет вложено около 700 млн. рублей, а в этом году на эти цели было израсходовано около 350 миллионов.
– Идет ли на ЯМЗ обновление кадров? Сегодня большинство промышленных предприятий озабочены тем, кто будет на них работать через 10 – 15 лет.
– В своей деятельности руководство предприятия делает ставку на продвижение молодежи на все ответственные посты. Меня за это часто ругают, в первую очередь те, кто отработал здесь 30 – 50 лет и не хочет уступать дорогу молодым. Сегодня на заводе есть начальники цехов в возрасте 26 и 28 лет. Сейчас будем повышать молодых ребят, которые очень хорошо себя зарекомендовали в работе над проектом нового двигателя с авст-рийской фирмой AVL. Если мы молодежи не предложим привлекательные условия труда, то она уйдет в другое место, а старые работники через некоторое время покинут завод сами по себе. А без перспективы мы потеряем все.
При этом никто не указывает на дверь никому из хороших и опытных работников, которые отдали предприятию всю жизнь. Но не всех пожилых людей устраивает роль советника и снижение зарплаты, что мы предлагаем при достижении ими определенного возраста. Если он когда-то был большим начальником, то хочет им оставаться. Другой пример показывает бывший генеральный директор объединения «Автодизель» Виталий Долецкий. Он работает моим советником, и с его поддержкой продвигаются многие проекты. Это человечище, который переступил через себя. Для меня он – самый уважаемый человек на заводе.
– Николай Алексеевич, каковы производственные и финансовые итоги работы ЯМЗ в 2005 году?
– Результаты работы завода очень позитивны. Мы произведем 60 тысяч двигателей и 800 дизель-генераторных установок. Для сравнения – в 2004 году мы сделали 58 тысяч моторов и около 300 установок. Рост производства запчастей составит 20 процентов – предприятие выпустит их на 2 млрд. рублей. По итогам работы завод получит около 11 млрд. рублей, из которых мы уплатим в бюджеты всех уровней более 2 млрд. рублей.
В этом году у нас существенно изменилась номенклатура продукции – если в 2004 году мы произвели 9,5 тысячи двигателей стандарта Евро-2, то сейчас около 22 тысяч моторов. Это совершенно другая продукция по более высоким ценам. Мы наладили серийный выпуск коробок передач ЯМЗ-239. Одновременно продолжается подготовка производства двигателей стандарта Евро-3, и когда придет время перейти на их массовый выпуск, мы будем во всеоружии.
Внедрение на предприятии принципов «бережливого производства» привело к порядку и повышению трудовой дисциплины во многих подразделениях. Наш ЦКД-1 за счет организационных изменений стал идеальной производственной площадкой, где будет установлено новое оборудование по производству деталей коробок перемены передач. Изменения происходят в прессовом и кузнечном цехах, на сборочном конвейере и в цехе коленчатых валов. Территория предприятия также меняется – мы благоустроили проспекты и покрасили бордюры, сделали хорошие газоны. Одновременно мы отказались от использования нашей Осташинской базы в 78 гектаров и перевезли все товарно-материальные ценности на хранение на территорию ЯМЗ. Это позволило существенно сократить расходы на охрану, отопление и перевозки.
– Каковы перспективы внедрения в производство нового семейства двигателей, проект которого сейчас дорабатывается в Австрии?
– Этот год прошел не зря. Мы успешно поработали над доработкой конструкции двигателя с нашим зарубежным парт-нером – австрийской фирмой AVL. На днях мы подписали конт-ракт о продолжении этой работы. Ожидается, что первый двигатель в металле будет сделан летом 2006 года. Мы привлекли западные и российские фирмы, которые будут делать детали и узлы для этого мотора. Я уверен, что на ЯМЗ этот проект будет реализован: акционеры привлекут необходимые средства на создание серийного производства нового двигателя. Это обеспечит будущее предприятия на многие годы.