– Максим Владимирович, вы четыре месяца на посту генерального директора ОАО «Русская механика». Понятна ли вам специфика этого бизнеса?
– Скажу откровенно, для меня производство – совершенно новое дело. Всю свою трудовую жизнь работал управленцем и решал преимущественно общественно-политические вопросы. В принципе могу сказать, что схемы управления идентичны как в государственном администрировании, так и в бизнесе. Те четыре месяца, которые я работаю на «Русской механике», – это, конечно же, серьёзный поворот в моей жизни. Я понимаю те амбициозные задачи, которые передо мной поставлены и которые я сам поставил, и сейчас прикладываю максимум усилий, чтобы это новое дело стало таким же успешным, как и предыдущая моя деятельность.
– Какие задачи стоят сегодня перед «Русской механикой»? Планируете ли вы что-то изменить в стратегии предприятия?
– Наша компания сейчас имеет 50 процентов рынка снегоходной техники, но необходимо понимать, что мы находимся в жёсткой конкурентной среде, потому что конкурировать приходится не с отечественными производителями. Нашими соперниками являются исключительно мировые бренды, такие как Yamaha, Bombardier, Polaris и др. Соответственно, чтобы конкурировать с ними, наша компания должна отвечать определённым критериям и требованиям. Во-первых, чтобы наша техника была современного уровня; во-вторых, по качеству не хуже, чем у конкурентов; и, в-третьих, по цене более приемлемой, ориентированной на средний класс, на массового потребителя. Если соблюдать все эти требования, тогда у компании есть перспективы.
Но мы зависим и от многих внешних факторов, таких как инфляция, постоянное повышение уровня заработной платы, накладных издержек, что приводит к росту себестоимости продукции. Сохранить баланс по качеству и по цене – это достаточно сложно. Поэтому нельзя стоять на месте. Перед нами стоят задачи по расширению ассортимента, и мы сейчас прикладываем серьёзные усилия для того, чтобы определиться, по каким направлениям компания будет развиваться дальше. Одно из ключевых звеньев в этой цепи – маркетинговый подход. Необходимо чётко понимать тенденции и перспективы рынка той или иной продукции. Сейчас мы завершаем маркетинговые исследования по пяти направлениям, для того чтобы определить стратегию предприятия на будущее. Ведь любые инвестиции должны быть оправданы и иметь чёткий экономический расчёт – в какие сроки мы выйдем на окупаемость того или иного проекта.
Также есть планы сделать город Рыбинск центром снегоходного и мотовездеходного спорта. Сейчас мы разрабатываем бизнес-план по строительству крупного дилерского центра в Рыбинске, на базе которого начнёт функционировать спортивный клуб и будет создана вся необходимая инфраструктура, которая бы позволила проводить не только этапы Кубка России по данному виду спорта, но и стать базой для чемпионатов Европы и мира.
В этом вопросе нам не обойтись без поддержки местных властей, ведь этот проект будет нести в том числе и социальную нагрузку. Реализация таких проектов позволит не только более активно продвигать нашу продукцию, но и повысить туристическую и инвестиционную привлекательность самого Рыбинска.
По-новому будет выстроено взаимодействие и с дилерской сетью. Существующая дилерская сеть находится, мягко говоря, не на должном уровне. У меня сложилось впечатление, что мы продаём не снегоходы и квадроциклы, а максимум пылесосы! Дилеры, которые занимаются продажей нашей продукции, в большинстве своём не имеют специализированных центров продаж и обслуживания, не обеспечивают качественную предпродажную подготовку, гарантийное и постгарантийное обслуживание техники. К новому сезону мы сформулируем новые требования к дилерам, и те дилерские компании, которые не будут отвечать новым стандартам, будут удалены с рынка.
– Каковы основные принципы технической политики, как будет развиваться производственная база?
– Производственная база должна формироваться исходя из потребностей рынка. Нам предстоит определиться с номенклатурой товаров, которые мы будем производить, и с тем количеством, которое мы сможем продать. Сейчас мы работаем над тем, чем будем заниматься в 2009 – 2011 годах, и соответственно под это будет подготовлено предложение об инвестировании в техническую базу, складское хозяйство, производственные мощности... Эффективная компания – это та компания, которая может изыскивать резервы внутри себя. В течение 2008 года мы должны осуществить подготовку производства к тем потребностям рынка, которые нас ждут в последующие годы. Сегодня мы находимся в уникальной ситуации, когда наши производственные мощности не позволяют выпускать то количество техники, которое люди готовы покупать. Поэтому сейчас мы занимаемся устранением узких мест в производстве, чтобы в 2009 году компания смогла совершить качественный скачок и существенно увеличить объёмы выпускаемой продукции.
– Оказывает ли НПО «Сатурн» на данном этапе какую-либо помощь «дочке»?
– Я думаю, что у НПО «Сатурн» совершенно правильная стратегия в отношении дочерних компаний. Они должны являться самостоятельными бизнес-единицами и как можно меньше зависеть от головного предприятия. Наша задача – самостоятельно оценивать риски на рынке, самостоятельно оценивать своё движение, самостоятельно ставить и решать локальные внутренние задачи. Задача же нашего акционера – НПО «Сатурн» – лишь контроль и оценка финансовых результатов.
– Планируете ли вы внести какие-то изменения в ассортимент выпускаемой продукции?
– Этот вопрос действительно очень актуален для нас. Оставаться на рынке только снегоходной и мотовездеходной техники не совсем верно. Спектр продукции наших конкурентов гораздо шире. Но это не говорит о том, что мы должны копировать продуктовую линейку Yamaha или Bombardier, необходимо ведь учитывать специфику внутреннего российского рынка. Я думаю, совершенно очевидно, что нам нужно производить водную технику: например, катера на водомётах, суда на воздушной подушке и т.д., но это вопрос перспективы. А сейчас мы сосредоточились на запуске в производство двух новых моделей снегоходов, которые должны развернуть ситуацию на рынке в нашу сторону. Это новый утилитарный снегоход с мощным четырёхтактным двигателем и лёгкий снегоход в ценовой категории до 80 тысяч рублей. Сейчас эти машины уже проходят ходовые испытания, и к концу года на рынок выйдет пилотная партия. Кроме того, мы работаем над освоением мотовездеходной техники. В этом году будет произведено 580 квадроциклов и по итогам продаж весеннего сезона мы определимся с объёмами на последующие годы. Я рассматриваю этот рынок как перспективный. Сейчас ведутся переговоры с китайской компанией CF MOTО, которая является поставщиком машинокомплектов, о том, чтобы стать единственным представителем этой компании на территории России. Тогда мы сможем увеличить модельный ряд и объёмы производства квадрациклов в разы.
– Есть ли какие-то принципы, правила, которых вы придерживаетесь как руководитель? Есть ли у вас какой-то определённый стиль управления?
– Единственный критерий, который я использую, – это работа на результат, а не на процесс. Каждый сотрудник «Русской механики» должен показывать эффективность на своём направлении, тогда и общие результаты будут впечатляющими. В современном мире, будь то бизнес, государственное управление или общественная сфера деятельности, эффективными являются командные действия. Если люди нацелены на общий результат, на решение общей задачи, то шансов на успех у них становится гораздо больше!
У меня нет предвзятого отношения к людям, главное – уровень их профессионализма и самоотдачи. Хочу, чтобы люди на «Русской механике» обладали такими качествами, как инициативность, амбициозность и ответственность. Мы будем развивать корпоративную культуру на предприятии, ведь жизнь завода – это целый мир, в котором всё взаимосвязано, и главная ценность здесь – люди! «Русская механика» – растущее предприятие, мы ставим перед собой амбициозную цель увеличить в два раза капитализацию компании за ближайшие три года. Такое возможно при сплочённой работе всего нашего коллектива, а это без малого 1200 человек. Поэтому мы стараемся держать один из самых высоких показателей в отрасли по заработной плате. В 2007 году заработная плата у нас выросла на 30 процентов и в среднем по предприятию превысила 17 тыс. рублей. Я считаю это хорошим показателем для Ярославской области. Я за то, чтобы все, работающие в нашей компании, зарабатывали больше. Причём не получали, а именно зарабатывали. Также не забываем и про социальную ответственность бизнеса. Сейчас по поручению генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина мы берём шефство над благоустройством посёлка Волжский, где находится наше предприятие. Нужно перебороть ощущение апатии и уныния в борьбе за чистоту и порядок в Рыбинске, и мы как флагманы развития города должны создавать новые стандарты производства и быта работающих у нас людей! Наши люди – это наш капитал, и они имеют право жить в достойных условиях!
Мы работаем в конкурентной среде, и перед компанией появляются новые вызовы, новые задачи и новые перспективы, но я твёрдо уверен, что мы сможем одержать победу в этой борьбе!